Не ловить вам рыбу в Патриарших прудах,
Прозябать, как всегда, в патриарших трудах.
Фольклор
Жизнь проходит не без последствий. Наверное, поэтому почти все хотят въехать в рай на катафалке. О будущем человека лучше судить по эпитафиям, а не по линиям на ладони. Самая глубокомысленная из тех, что довелось увидеть, была выбита в камне на могиле какого-то философа: "Не прелюбоцитатствуй!" Для некролога тоже в принципе достаточно всего двух дат. Это все-таки не служебная характеристика. Хотя у многих он вполне бы сошел за визитную карточку. А некоторые некрологи и вовсе читаются на одном дыхании. И с явным удовольствием. Особенно, если речь идет о политиках.
Немецкий журнал "Der Spiegel" опубликовал на днях некролог, посвященный Джорджу Бушу-старшему, в котором назвал его "бесцветным политиком". Оценка, что и говорить, просто убийственная. Правда, слухи о его кончине оказались сильно преувеличенными. Сорок первый американский президент попал в госпиталь из-за осложнений после бронхита. Сейчас, после интенсивного курса лечения, пошел на поправку. И может собственными глазами лицезреть, что думают о нем те, кто еще сравнительно недавно пел ему хвалебные дифирамбы. Политика тем и отличается от некролога, что позволяет беззастенчиво лгать, прикрываясь вуалью уклончивости.
И все же иные ляпы позволяют открыть глаза и даже взглянуть на себя со стороны. К счастью, нам не дано знать даты смерти. А "девушка без даты свадьбы - это все равно, что дата свадьбы без девушки". Узнаёте автора? Это всеми уважаемый Шимон Перес. Интересно, что напишут о нем, когда он после ста двадцати покинет нашу грешную землю? Самый старый президент планеты отметит летом свое девяностолетие. На юбилей должны съехаться "венценосные" гости. Во всяком случае согласие уже дали Билл Клинтон, Тони Блэр и Михаил Горбачев. Ждут, естественно, и Барака Обаму. Лучшего повода для посещения теперь уже не слишком дружественного для него Израиля и придумать трудно.
Возможно, приедет и Джимми Картер. Он с Пересом как близнецы-братья. Оба вечно мечтают, превращая в мечту даже то, что могло бы стать явью. Картер был первым, кто рекомендовал Аббасу добиваться "одного государства для двух народов". В статье, опубликованной четыре года назад в "The Washington Post", он писал: «Если палестинцы откажутся от идеи независимого национального очага и получат равные с евреями права, то они быстро станут большинством и добьются всех своих целей мирным путем». Каких целей - догадаться не трудно. Недавно Центральное статистическое бюро палестинской автономии радостно сообщило, что, по его прогнозам, "к 2017 году арабов в Палестине будет проживать больше, чем евреев".
Оставим эти цифры на совести рамалльских "статистов". Они живут своей жизнью, а их цифры - своей. Ни одна титульная нация не позволит нацменьшинству, да еще к тому же агрессивному, захватить власть. И если вопрос встанет ребром, то "палестинцев" выкинут из Израиля точно так же, как евреев из Саудовской Аравии. Даже в том случае, если Джимми Картер или Махмуд Аббас лягут в знак протеста на рельсы. За последние полгода из Сирии бежали свыше 150 тысяч так называемых палестинских беженцев. Ни Иордании, ни Ливану они не нужны. Палестинскому "государству" тоже. Исмаил Хание отказался принять их по "идеологическим соображениям", а Махмуд Аббас - по "финансовым причинам".
Как контрастирует все это с оплеванной всеми "сионской мечтой". Израиль с первого дня своего существования широко открыл двери для евреев всего мира. Те самые двери, которые держала плотно закрытыми Великобритания. С обобранными до нитки беженцами делились, чем могли, хотя делиться, собственно, было нечем. "План Маршалла" на Израиль не распространялся. И ООН позаботилась, прежде всего, о создании UNRWA - агентства по гуманитарной помощи палестинским беженцам. А заботу о голодающих еврейских беженцах переложила на плечи еврейского Б-га. Как и защиту от арабских орд.
Теперь генсек ООН Пан Ги Мун взывает к Израилю проявить милосердие и открыть свои границы для "терпящих ужасные лишения сирийских палестинцев". В этом кривом зеркале любой горбатый вполне сойдет за Аполлона. Все усилия ООН последних лет сосредоточены на сборе денег для палестинской автономии. Вспомним хотя бы парижскую встречу "доноров", на которой было собрано 7,4 миллиарда долларов. Без учета 154 миллионов, которые Соединенные Штаты подарили агентству помощи палестинским беженцам и 84 миллионов, дополнительно выделенных на подготовку и реорганизацию сил безопасности. И 250 миллионов, пожертвованных Евросоюзом.
Два транша по 2,5 миллиарда проели, то бишь разворовали за полгода. ООН вынуждена была срочно собрать еще 462 миллиона долларов, чтобы "профинансировать 159 программ по улучшению здравоохранения, образования, питания, водоснабжения и санитарии". Нефтяные магнаты стран Персидского залива, пообещавшие полтора миллиарда, в итоге не дали ни цента. Они, в отличие от ООН, хорошо знают, с кем имеют дело. Чем окончилась эта афера? Всемирный банк с грустью констатировал в своем отчете, что, "несмотря на многомиллиардные денежные вливания, две трети палестинских промышленных предприятий простаивают, а в секторе Газа закрыто 96% бизнесов". Мировое сообщество это не впечатлило. Как не впечатлила и другая "цифирь": половина населения Газы живет за счет гуманитарной помощи. Вторая половина - в народном "ополчении" или на рытье туннелей, которые ежедневно приносят их хозяевам полтора миллиона долларов.
Арифметика - вещь нудная. Зато чрезвычайно полезная. Палестинская национальная автономия была создана в 1994 году. За первые семь лет своего существования она получила в качестве прямой помощи 5,5 миллиарда долларов, то есть по 1330 долларов на человека, включая грудных детей. Плюс еще около трех миллиардов на нецелевые расходы. Если бы Арафат не развязал "интифаду", денежный ручей мог превратиться в полноводную реку. И превратился. После его смерти. С января 2005-го по январь 2011 года на автономию пролился золотой дождь стоимостью в 15 миллиардов долларов. Только по официальным каналам. А денег как не было, так и нет. Чтобы избежать финансового краха, отчаявшийся Салам Файяд обратился за помощью к Китаю и России, которые хоть и рьяно поддерживают "палестинцев", но сугубо морально. Видимо, ситуация и в самом деле хуже некуда.
Зато в Газе на нехватку денег не жалуются. Там, понятно, тоже воруют, но не столь нагло. В случае угрозы финансового кризиса ХАМАС просто опорожняет свои ракетные арсеналы. Затем предъявляет "донорам" счет, включив в него разбомбленные Израилем спортивные площадки и общественные туалеты. Платят все - от голодающей Северной Кореи до околофутбольной FIFA. Газа, конечно, пока не Дубаи, но и не прозябающая Сана. Не говоря уже о зловонном сирийском Ярмуке, откуда бегут куда глаза глядят "палестинские братья". Исмаил Хание просит их потерпеть, пока Палестина не будет полностью очищена от "сионистского присутствия".
Арабы все еще верят, что ждать осталось совсем недолго. «Через десять лет такого образования, как Израиль не будет», - пообещал личный советник египетского президента Исам Эриан. И сам испугался собственных слов. Поэтому добавил: «Будет Палестина, в которой смогут вместе жить арабы, евреи, христиане». Но лучше, если евреи оттуда уедут. Например, в Египет, где им выплатят компенсации за собственность, конфискованную героем Советского Союза Абделем Насером. "Мусульманскому братству" очень не понравился этот немусульманский интернационализм. Эриану порекомендовали прикусить язык, а евреев строго предупредили, что в Египте им делать нечего. Иначе...
В арабском мире постоянно кого-то жуют. Так уж он устроен. Для политических людоедов свой же собрат - тоже еда. Сожрут и Эриана. Вместе с боссом. И маской, скрывающей его истинное лицо. Мухаммед Мурси был частым гостем на телевидении и до того, как его избрали президентом. Он проклинал "потомков свиней и обезьян, захвативших мусульманскую землю". Грозил Америке "всемирным джихадом". И клеймил позором "продавшегося сионистам" Абу-Мазена, пошедшего на "переговоры с врагом". Это теперь у него от забот потускнели глаза и отяжелел язык. А тогда от его слов готовы были воспламениться телекамеры: «Только идиоты верят в магию переговоров. Есть два пути: либо признать сионистов и делать, все, что они хотят, либо начать войну до их полного уничтожения».
Озарение ударяет как молния и лопается как мыльный пузырь. "Новый Ближний Восток" бурлит и клокочет, как вышедший из берегов Аялон.
«Сейчас экономика больше опирается на науку и технологии. Практически нет никакой ценности ни в территориях, ни в границах». Это опять Шимон Перес. Если здравый смысл серьезно болен, то не стоит жаловаться на память. Неувядающий патриарх израильской политики продолжает строить виртуальный музей "терпимости". Выступая перед сотрудниками дипломатического корпуса, он назвал Аббаса "мужественным лидером, доказавшим свою приверженность миру и готовность пойти на создание демилитаризованного палестинского государства, живущего бок о бок в согласии и гармонии с Израилем".
Оперативней всех откликнулась "Аль-Джазира", совершенно неожиданно предъявив документы, выставляющие Абу-Мазена в неприглядном виде. Когда в сентябре 2008 года Эхуд Ольмерт предложил "палестинцам" 98 процентов территории Иудеи и Самарии, они не ответили. Инструктируя Саиба Ариката, Аббас предложил три варианта на выбор. Первый: подготовить встречное предложение с подробными картами, которые можно показать, но не отдавать. Второй: не говорить ни "да", ни "нет", уклоняясь от прямого ответа. Третий: отказать, но так, чтобы переложить вину на израильскую сторону. Что в конце концов и было сделано.
В тот же день Аббас тоже говорил о мире. На встрече с депутатами Кнессета Мухаммадом Бараке и Саидом Нафаа он, театрально заламывая руки, сказал, что не держится за власть и готов хоть сегодня "вернуть Израилю ключи от палестинской автономии". На что Абу Марзук не без издевки заметил, что "ХАМАС готов принять эти ключи в любое удобное для Абу-Мазена время". В самом Израиле бурную реакцию вызвал не этот обмен "любезностями", а призыв Переса не заострять внимания на еврейском характере государства и перейти к "иной дипломатии". Говорят, в канцелярии Биньямина Нетаниягу до сих пор ищут "козла" - нет, не искупления, а того, кто настойчивее всех убеждал пересадить "Шимона Бессмертного" в президентское кресло.
Труднее всего политику дается то, что дается не ему. Идеология приобретает жизненную силу, когда страх овладевает массами. А если в нее еще и инвестировать, то самую мертвую идею можно довести до культа. Свою собственную идеологию Шимон Перес выразил предельно четко: «Если у проблемы не существует решения, возможно, это не проблема, а данность, с которой следует научиться жить». Но жить с проблемами он не хочет. Поэтому и призывает продолжать переговоры с манекенами, хотя, наверняка, и понимает, что это так же бессмысленно, как искать логику там, где ее нет и быть не может. Иначе как расценить его жест в сторону ХАМАСа? Принимая накануне нового года делегацию израильских христиан, он почему-то заговорил о стремлении наладить диалог с Ханией. Его пыл охладил Салах Бардауил: «Если евреи хотят мира и безопасности, то должны побыстрей убраться из Палестины».
Голодный политик добр, когда сыт. Был бы хлеб: его можно разжевать и без зубов. Когда же жевать нечего, то и от зубов мало проку. Поэтому желудок на Ближнем Востоке заменяет и голову, и сердце. Четыре года назад, выступая у мавзолея Ясера Арафата, Махмуд Аббас заявил, что отверг все израильские компромиссные предложения. Раздел Иерусалима он назвал свершившимся фактом и поэтому осталось решить один вопрос - о "возвращении одиннадцати миллионов палестинских беженцев". Как этого добиться? Очень просто: «Пример Ясера Арафата, Джорджа Хабаша, Абу-Джихада и шейха Ахмада Ясина - вот что должно нас вдохновлять и вот чьему пути мы будем следовать».
Что делать, если из двух зол оба одинаковые? Наверное, исходить из того, что, кроме чужих неприятностей, в жизни есть и другие радости. Юбилей Шимона Переса, например. Похоже, что под этим знаком страна и будет жить в наступившем году.