Сталин умер в Пурим 60 лет назад. Ицхак Садэ и Йегуда Амихай, Пабло Неруда и Пабло Пикассо - они и прочие учителя поколения впрыснули его в вены израильского и западного общества. Современная анти-сионистская война использует учение советского тирана. "Отец народов" еще жив
Несколько недель назад стало известным, что большому городу на Волге вернули его прежнее название - Сталинград. После раскрытия в 1956г. на 20-м съезде преступлений Сталина название города было изменено на Волгоград. Изначальное название было вообще Царицын. Возвращение "Сталинграда" сигнализирует о частичной реабилитации коммунистического диктатора, виновного в смерти миллионов людей. И в Израиле есть ряд небольших признаков, что Сталин в определенной степени легитимен. Генсек израильской компартии (прим.перев. - входит в блок ХАДАШ) Мохаммед Нафа высказался в этом духе, и на сайте "левый берег" была опубликована статья, дающая историческую легитимацию Сталину. Я полагаю, что были и другие публикации, которых я не видел.
Сталин умер в Пурим 60 лет назад (официальная дата смерти - 5 марта - не точно совпадает с Пуримом). Он умер в разгар кампании по разжиганию крайнего антисемитизма в СССР. Было преследование идишских писателей и расстрел 13 из них в августе 1952г., а в январе 1953г. "дело врачей".
Я возвращаюсь к этой теме, потому что сегодня в разгар идеологической войны против сионизма и Израиля кажется, что советский деспот все еще отбрасывает тяжелую тень на еврейский народ и на политику Запада. Он торжествует не только на Волге. Хоть воспоминания о сталинизме вызывают иногда смех в Израиле, но стоит немного содрогнуться. Почувствовать некоторый холод. Не отодвигать это на последную страницу в раздел анекдотов о кибуцниках из кибуцных движений "Кибуц арци" и "Кибуц меухад" (прим.перев. - ассоциировались с партией МАПАМ, сейчас входит в блок Мерец), поднявшихся на сцены в кибуцных столовых по время Пуримской вечеринки и сказавших, что Сталин умер и поэтому празденство отменяется.
В своей книге "Сломать линию" пишет Норман Подгорец (прим.перев. - американский еврей, основатель неоконсервативного движения в США, редактор журнала "Commentary"; начинал же как либерал, но отошел от этого, увидев до какой пропасти дошел либерализм) написал предисловие в виде письма сыну, чтобы тот понял прошедшие с ним идеологические перемены, корень которых в отношении интеллектуалов к коммунизму. В конце 70-х годов прошлого столетия уже надо было объяснять, чем был коммунизм на деле: "Диктатуры старого типа занимались в основном сосредоточением в своих руках политической силы, но были готовы обычно позволить в некоторой степени - иногда даже в значительной степени - свободу в других областях жизни, например, в области религии и искусства. Но в новых диктатурах, тоталитарных, все было под контролем и не оставалось никакой меры свободы ни в одной области жизни. Одна политическая партия правила в государстве, а государство управляло жизнями всех". Подгорец писал сыну, что часть бывших коммунистов, оставивших партию, пришли к выводу, что "коммунизм - это большое преступление - как нацизм, а возможно, и больше".
Не стоит входить в этот спор. Но надо напомнить себе, что сталинизм вторгся в DNA израильского общества и его культуры в большей степени, чем в других странах мира, это можно сравнить, наверно, только с советским обществом. В знаковом журнале эпохи "Орголин" опубликовал Мешулам Гароль большую статью в память о Сталине под заголовком "Сталин - учитель". "Уже в четвертый раз сжимается мир в голове", - цитирует он слова Энгельса о Марксе. Сталин был "учителем точности в науке" по его мнению. Он обсуждает "глубокие научные статьи Сталина о языкознании". Мешулам Гароль был в жизни приятным человеком, одним из основателей кафедры философии в Тель-Авивском университете. Другие сталинисты заняли места на других университетских кафедрах.
Через неделю после смерти деспота поэт Йегуда Амихай опубликовал в газете МАПАМ "Аль а-мишмар" (на страже) стихотворение "Смерть Сталина": (сокращенный перевод) "какое движение прекратилось... его вены были как сеть рек, он сам нес всю свою страну: горы, дороги - все было на нем... он вел кровавую битву и не вернулся оттуда".
Кто не знает чилийского поэта Пабло Неруду, лауреата Нобелевской премии по литературе. Составительница его биографии сказала: "Я стремлюсь разоблачить лживую демонстрацию коммунизма, в которой палача одевают в одежды святого". Неруда, как и израильские поэты, слогал рифмы во славу Сталина - архитектора ГУЛАГа. Он сочинял оды трактору. Он не упустил возможность написать стихотворение, возвеличивающее ужасный термоядерный взрыв, устроенный в Советском Союзе в 1960, когда была испытана водородная бомба мощностью в 50 мегатонн. Неруда поддерживал преследования инакомыслящих советских поэтов, вроде Бориса Пастернака, считался коллаборационистом КГБ, принимавшем участие в операциях этой организации за пределами СССР.
Как идол посредине двора
Пик сталинизма в Израиле пришелся на период с 1945 по 1956г. Но период просоветской ориентации и поклонения Советскому Союзу и коммунизму (что было характерно для левых сионистских движений, не говоря уже о компартии) продолжался 40 лет - с конца 20-х годов и до Шестидневной войны.
Глубина проникновения сталинистского мифа в культурную и душевную кровеносную систему Израиля описывается в скромной книге Неси Шфран "Шалом леха, коммунизм". Выходцы из кибуцев описывали при различных возможностях, о чем шла речь. Амос Руднер из киббуца Гиват-Бренер говорил журналистке Михаль Кафра ("Маарив", 1986): "Поклонение Сталину напоминает битломанию, всю культуру "Биттлз". Это находило выражение на радио, в фильмах, в книгах. То же явление". Старшеклассники приклеивали к нижней части крышки парты фотографию Сталина, как сейчас приклеивают фотографии Джастина Бибера. Я слышал это от членов киббуца Эйн-Харод, с которыми беседовал для написания книги "Мы потеряли дорогое, бывшее у нас".
Покойный Натан Левитан, режиссер фильма "Дети Сталина", говорил журналистке Михаль Кафра: "Вся музыка, которую мы слушали, была русской советской. Я не могу забыть, как наша воспитательница рассказывала нам о шахтерах, о продавцах спичек или о бурлаках на Волге. Потом мы читали Горького, Эмиля Золя, Виктора Гюго. Всасывание социалистический идеалов начиналось с младенческого возраста. Статуи трудящихся женщин, рабочих. Картинки в детских комнатах были в большинстве иллюстрациями Диего Ривьеры тяжелой жизни угнетенного народа Мексики. Соцреализм правил". Азриэль Охмани, известный филолог, побывавший с делегацией в Польше, вернувшись, рассказывал о чудесах новой литературы социалистического реализма.
"В детские годы мы, разумеется, были за советских. Они были для нас самыми сильными, самыми лучшими", - рассказывает Левитан. - "Было ясно, что Россия лучше и прогрессивнее Америки... Сегодня я думаю, что тогда надо было опираться на что-то. Была необходимость в коллективной вере. Целая закрытая система идеалов". Сионизма недостаточно. Там большой континент с усами, а тут маленькая страна с "Узи".
Гади Данциг был оператором фильма Левитана. Во время снимок фильма "Дети Сталина" он рассказывал о детских впечатлениях в кибуце Сарид: "Я помню, что фотографию Сталина вешали возле фотографии президента Хаима Вейцмана. Тогда не надо было спрашивать, кто такой Сталин. Его портреты бросались в глаза. Он был как тотем посредине двора. Своего рода идол, о котором мы, дети, не знали много... Я помню, что моего одноклассника назвали в честь Иосифа Сталина. Мы называли его Йоси. Но была ясна связь имен. Над его кроватью висел портрет Сталина".
Моше Карми рассказывал в своей книге "Ведра винограда" о фанатизме детей по сравнению с их родителями, о его дочери, ставшей в школе сталинистской, о ее закрытых глазах, когда он пытался поговорить с ней. "Хуже всего, что при переходе от старшего поколения к младшему было явное упрощение и обощение", - свидетельствует Ицхак Патиш, один из высокопоставленных деятелей МАПАМ в прошлом. "Если мы страдали однобоким видением действительности, то у молодежи все было абсолютно черно-белым... Например, они буквально понимали выражение Хазана о второй родине. Моя старшая дочь видела в Сталине папу римского революции... Большая часть руководства МАПАМ не видела в Сталине "солнце народов". Но молодые понимали так, что если Россия - "вторая родина", то Сталин - солнце народов".
Отношение сталинистов к их идолу характеризовалось прекраснодушными речами, полными пафоса, в которых тогдашние лидеры МАПАМ Яков Хазан, Яари и другие продолжали оправдывать все исторические ошибки Советского Союза и все преступления против человечества. Это была "неготовность признать ошибку, необходимость быть всегда правыми, оправдание любых действий, освящение любых принципов, их ставили выше правды и фактов... Из этого следовала и болезненная необходимость оправдывать договор Риббентропа-Молотова" - даже через 15 лет после его подписания! Так писал Игаль Вильфенд из кибуца Мааян а-шофет в своем исследовании молодежного движения а-Шомер а-цаир и Советского Союза.
Привычку верить в идеологические догмы за счет искажения фактов внедряли учителя в школе. Это делалось, например, посредством изучения теории Лысенко.
Идеологи, вроде Ицхака Садэ, впрыскивали Сталина в вены. Ко дню октябрьской революции в 1950г. написал основатель Пальмаха в своей рубрике "У костра" в газете "Аль а-мишмар" статью "Слава Сталину". В статье он призывал к культу Советского Союза. Сталина он называл "самым большим сыном и строителем СССР, первым героем Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Его славу невозможно сравнить с одиноким деревом в пустыне..., а с вершиной горы". А как это влияло на молодежь. Культ личности в отношении некоторых нынешних политиков напоминает это явление. Особенно слепое поклонение Шимона Переса, который в спектакле-диспуте, проведенном в прошлом году в Кнессете, отрицал возможность, что Бен-Гурион хоть раз ошибся, а Жаботинский, возможно, был прав в своей теории.
После смерти Сталина поэт Авраам Шленский написал пребывающему в трауре советскому народу, что "израильские массы сопровождали в трауре и глубоком горе гроб бессмертного Сталина". Художник Пабло Пикассо был одним из самых выдающихся деятелей искусства в лагере Сталина. После смерти нарисовал портрет того в своей свободной манере. Но такого там не могли стерпеть, в прогрессивных кругак поднялся мировой скандал и в газете "Аль а-мишмар" полстраницы было посвящено разразившемуся кризису в мире искусства.
Через год после смерти Сталина Шленский цитировал Сталина, указывавшего писателям "быть инженерами человеческих душ". До сегодняшнего дня они не могут освободиться от стремления заниматься генной инженерией сознания и общества.
Фабрика бойкотов
Все это отсвечивает и на нашу эпоху. Было бы легко запечатать сталинизм в свинцовом ящике, выбросахенном в море в 1953г. Это помогло бы забыть, что Советы продолжали задействовать ухищренную пропагандистскую машину и долгие годы после этого. Коммунистические партии в мире и их "попутчики" - радикальные левые организации - продолжали быть отрицателями иудаизма, сионизма, а сегодня - и права Израиля на существование. Источник большинства идей и понятий, используемых журналистами газеты "Гаарец" и участниками анти-израильских кампаний, - в советской пропаганде, например, в советской брошюрке 70-го года "Осторожно, сионизм". Там найдете "апартеид", "изгнание арабов", сионизм", "фашизм". Советы и их посланцы в западном мире в особенности преуспели внедрить новую редакцию "Протоколов Сионских мудрецов". Можно сказать, что в значительной степени мы еще живем в мире Сталина. Его антисионизм начался еще в 1913г. в его статье о национальном вопросе и продолжался годы после создания государства Израиль. Это идеология более последовательная, чем сионизм. Многие исследователи убеждены, что в 1953г. Сталин был в разгаре подготовлений по доделыванию Катастрофы путем высылки евреев в Сибирь, в отдаленные районы. Такое массовое изгнание должно было привести к смерти многих евреев Советского Союза.
Резолюция генассамблеи ООН от 1975г., говорящая, что "сионизм - это расизм", зажгла тысячи предупредительных лампочек. В современную эпоху были 2 расистских режима - нацистская Германия и Южная Африка. Попытка нанесения Каиновой печати на государство Израиль означала, что СССР действовал в духе 1953г. и хотел привести Израиль к судьбе ЮАР. Это продолжение сталинизма, действующее до сегодняшнего дня. Это фабрика бойкотов, петиций, это призывы к писателям и прочим деятелям искусства подписаться под очередным осуждением Израиля, эти осуждение обновляются под диктовку Рамаллы или в соответствии с заголовками "Гаарец". Ненависть к группам населения (например, к религиозным или поселенцам), мировоззрение, заключающееся в делегитимации Израиля - все это остатки душевного настроя и поведенческих кодов темной эпохи. Когда известный журналист и писатель говорит, что он не думает, что есть препятствия на пути к миру, но ты, - говорит он мне, - являешься препятствием на пути к миру, - я знаю откуда это идет. Идол еще стоит посредине двора.
("Макор ришон" 22.02.2013)
Перевел Моше Борухович
МАОФ