Так уж получилось, что вместе с евреями, репатриировавшимися в Израиль из стран, возникших на развалинах советской империи, у нас оказалось немало русских, украинцев, белорусов, а также людей других национальностей.
Далеко не все политические деятели Израиля понимают, что в данном случае идёт речь о нациях, сложившихся не одно столетие тому назад, обладающих богатым культурным и своеобразным духовным наследием, героической историей борьбы за независимость и национальное достоинство.
В связи с этим, предлагаю вообразить ситуацию, в которой оказались бы евреи какой-либо страны, где бы, во время выборов в парламент, заинтересованные в их голосах политики были бы также бестактны, как наши, израильские. Уверен, большинству из нас показалось бы отвратительным обещание, что в случае победы на выборах, будет облегчена процедура отказа евреев от их национальной принадлежности.
К сожалению, описанная мною гипотетическая ситуация очень актуальна именно в нашей стране, где следовало бы ожидать особой щепетильности ко всёму, что связано с религиозными чувствами людей, их национальной самоидентификацией.
Большинству оказавшихся среди нас неевреев, по праву присуще чувство национальной гордости, они сохраняют связь со своей родиной, некоторые исповедуют свою религию, которая, как известно, относится к категории монотеистических религий. Не занимаясь обобщениями, считаю своим долгом отметить, что те из них, с кем я лично знаком, в большинстве своём, интеллигентные, мыслящие люди, с симпатией относятся к нашему национально – освободительному движению, сионизму, с уважением относятся к нашим духовным ценностям.
В силу исторических причин, большинство эмигрантов считают себя атеистами, что отнюдь не является для них поводом к поиску путей служения Всевышнему, отведенных евреям нашим учением, Торой. Как известно, иудаизм не стимулирует привлечение неевреев в своё лоно: наши законоучители видели идеальное решение духовных проблем неевреев, в принятии ими на себя обязательства исполнять "Семь заповедей сыновей Ноя". Таким образом, они могут сохранять свою принадлежность к народам, в среде которых родились. Однако, человек, принявший иудаизм, становится евреем, лишаясь своей прошлой национальной принадлежности.
Наш долг, хозяев в собственном доме, избавить тех, кто по разным причинам оказался среди нас, от участи, которую мы не пожелали бы самим себе. Тора требует от нас не досаждать поселившемуся у нас пришельцу, относиться к нему по-человечески, напоминая нам: "ибо пришельцами вы были в Стране Египетской" (Шемот, 22:20).
Если удастся угомонить болтливых и бестактных борцов с верой наших отцов, - это станет актом подлинного благородства не только по отношению к нашим гостям. Это станет актом благодарности нашему древнему и вечно юному народу, сумевшему на протяжении тысячелетий сохранить себя и своё учение - Тору.
Ицхак Иедидия - Центр прикладной этнопсихологии "Бава кабир"