Дорога в Кфар-Сеир была очень загружена. Тысячные толпы текли через центральную площадь в деревню, чтобы поучаствовать в похоронах Арафата Джерадата, заключённого, умершего в тюрьме Мегиддо. Старик в красной куфие дал мне знак остановиться, попросив подбросить его к центру деревни: «Мне уже 75 лет, ноги болят…» - сказал он. Мы медленно продвигались в толпе людей, несущих плакаты, осуждающие Израиль, размахивающих флагами ФАТХа и ХАМАСа.
Я использовал эту поездку, чтобы попытаться понять, как Абу-Хамед, старик, которого я подвозил, рассматривает последний круг насилия. «Я знаком с семьёй этого парня, но не был знаком с ним лично. Он работал тут неподалёку на бензоколонке, и я видел его пару раз. В отличие от нас, пожилых, возраста 50+, посещавших такие места, как Яффо, Хайфа, Тверия – нынешняя молодёжь не знает другой жизни, кроме забора и солдат. Это влияет на их образ мыслей, на те способы, которыми, по их предположению, надо добиваться своего. Я не скажу, что надо молчать и бездействовать. Но интифада не приведёт нас ни к чему хорошему». Он указал на флаги, развевающиеся на автобусах, тоже устремившихся к центру деревни. «Понимаешь ли, есть на местах давление, есть масса интересантов, желающих направить это давление. Всё готово для взрыва. Я надеюсь, что что-то изменится и не даст нам дойти до этого».
Я высадил Абу-Хамеда и поставил машину на обочине. Площадь уже начинала наполняться. Стайка девочек 6-10 лет держала в руках плакат, на котором был изображён маген-давид, а рядом – свастика. Они истошно выкрикивали лозунги, осуждающие Израиль, чем доказывали, что воспитание ненависти начинается тут с очень нежного возраста.
Сбоку стоял Самар (20) и снимал происходящее. Он – студент университета Бир-Зейт, прибывший на одном из автобусов, организованных палестинской администрацией. «Ясное дело, мы – за третью интифаду! - отвечает он на мой вопрос. – Если такая интифада состоится, конечно же, она будет вооружённой и с применением мощного насилия». Худосочный парень в очках совсем не похож на тех, кто выходит на местность, чтобы кидать камни, но говорит, что сам он боец палестинской информационной войны. «Пусть только дадут мне оружие, и я без колебаний использую его в борьбе. А пока что моё оружие – телекамера. Мы снимаем демонстрации и преступления Израиля и его оккупационной армии. Мы выставляем наши фильмы в You-tube , распространяя их по всему миру. Порой выходят очень хорошие фотографии. Вот вчера я заснял солдата, упавшего на землю, после того, как попытался спастись бегством от камней. Позавчера мне удалось заснять другого солдата, получившего камнем почти что в глаз. Такие снимки хороши и для пропаганды, и для поощрения на продолжение действий против израильской оккупации».
ХАМАС захватывает микрофоны
Самар не хранит верность тем, кто организовал для него подвозку от Рамаллы до Кфар Сеир, соседствующей с Хевроном. Он выступает против администрации ПА, которая, по его утверждению, сотрудничает с Израилем и препятствует бунту молодёжи. «Нынешняя ситуация открывает двери для такой организации как ХАМАС. Спросите любого в Иудее и Шомроне, и вам скажут, что ХАМАС правит на местности. Людям надоела эта администрация. Никто не знает, какова будет её судьба. Мы хотим интифаду, не хотим никакого мира, никаких переговоров с израильским врагом».
Самар изучает бухгалтерию, он осведомлён о трудностях, стоящих перед «палестинцами», но полагает, что идеология важнее. «С экономической точки зрения, действительно есть проблема с созданием независимого палестинского государства, которое бы не рухнуло в финансовую пропасть, среди прочего, из-за мировой ситуации. Но это не вопрос логики или размышлений. Это вопрос сердца, но не ума».
Впечатляющее присутствие палестинских сил безопасности не помешало закутанным с головой фатховцам из "полков жертв аль-Аксы" расположиться на крышах домов и время от времени выстреливать автоматные очереди в воздух.
Шум к моменту прибытия тела на крыше автомобиля палестинского аппарата сил безопасности, был большим. Полицейские и офицеры безуспешно пытались проложить путь носилкам. Истошные вопли и ругательства слышались на всём пути.
Тело, покрытое палестинским флагом, передавали из рук в руки. Издали можно было видеть члена парламента от ХАМАСа, Азиза Дуэйка из Хеврона, который, несмотря на тёплую погоды, был облачён в чёрное пальто, на голове его красовалась шерстяная шапка. Во время поминальных речей представителей палестинской администрации хамасовцы захватили микрофоны и принялись выкрикивать призывы к мести. «Освободим нашу землю из рук поселенцев, а потом освободим и всю Палестину!» - провозглашали хамасники и обещали отомстить за кровь Арафата.
Немного раньше председатель администрации Абу-Мазен беседовал с корреспондентами в Рамалле. Он заявил, что не намерен поддаваться «израильскому давлению» и пробудить массы на местности. «Израиль хочет хаос, - сказал он, - но мы не пойдём на это. Мы хотим мира и свободы для наших заключённых. Мы не позволим им играть жизнями наших детей. Мы не позволим им оставить наших заключенных в тюрьмах оккупантов на всю жизнь. Израильтяне хотят достичь такой ситуации, в которой мы не заинтересованы, и они будут ответственны за то, чему они стали причиной».
На похоронах в Сеире представители Абу-Мазена озвучивали совершенно другие мотивы. Абас Заки, член ЦК ФАТХа поощрял тысячную толпу криками: «Арафат Джедарат – шахид Палестины! Шахид всей арабской нации! Сионисты хладнокровно убили его, и он присоединился к другому шахиду, убитому евреями – к Ясеру Арафату. Врагу не удастся покорить нас силой. С камнями наших детей, с нашими шахидами мы одолеем врага и освободим всю Палестину!»
Заки, который уже в прошлом произносил подобные речи, и не только на бурных похоронах, продолжал: «Мы никогда не признаем сионистское государство, мы заставим их отступить со всех их земель. Поселения, эта раковая опухоль, будут первыми, а уж потом – и вся земля Палестины!»
Сразу же после похорон организаторы попросили всю тысячную толпу участников выйти на демонстрацию в деревне Бейт-Энун. Практически туда прибыли всего десятки молодых людей и принялись швырять камни в сторону сил ЦАХАЛа. И снова обнаружилась проблематичная реальность с точки зрения «палестинцев»: для деклараций о насильственных или ненасильственных выступлениях нет недостатка в участниках. Но для выполнения «чёрной работы», заключающейся в реальном противостоянии силам ЦАХАЛа, является только кучка подростков 14-19 лет. Эта молодёжь действительно весьма искусна в создании блоков из камней, они точно знают, где находятся шины для поджога, они владеют способами как убежать от слезоточивого газа и резиновых пуль, направленных в них, но, как и было сказано, их мало.
Стратегия Мукаты
«Необходимо различать между солидарностью с вопросом заключённых и поддержкой бунта и насилия. Следующий этап – прямое столкновение с солдатами ЦАХАЛа, но это отдалённый этап", - растолковывает палестинский комментатор, житель Хеврона, который пожелал сохранить инкогнито. – "Когда речь идёт о 3-ей интифаде, надо принимать это с "ограниченной ответственностью". Надо очень хорошо слышать, кто стоит за говорящим такое. Мустафа Баргути, цитировавшийся как провозглашающий начало 3-ей интифады, считается оппозицией Абу-Мазену. Поэтому естественно, что он идёт против официальной линии "раиса", призывающего к ненасильственным демонстрациям. Также и у министра по делам заключённых и у его пресс-секретарей есть понятный интерес, чтобы эта тема не сходила с газетных заголовков. По мере усиления противостояния с израильской армией, информация о заключённых снова поднимается и подхватывается в главных заголовках».
По словам комментатора, и у администрации ПА имеется не малый интерес в обострении опасности 3-ей интифады. «Это не секрет, что президент США Барак Обама скоро прибывает в Израиль. Стратегия администрации ПА в данной ситуации представить себя единственным фактором, способным остановить обострение в сфере безопасности, или как минимум незаинтересованным в насилии в отличие от Израиля. Такова стратегия, разрабатываемая в Мукате.
«Если бы ситуация на местах оставалась в замороженном, неподвижном состоянии, типа того, что было месяц назад, Абу-Мазену к визиту Обамы было бы нечего предложить, чтобы вернуть палестинскую тему на повестку дня. Теперь же, после обострения в сфере безопасности, американцы и европейцы и представители ООН спешат получить более точную информацию, посылают просьбы обеим сторонам о соблюдении сдержанности. Несомненно, палестинская тема снова вернулась благодаря последнему обострению».
Хевронский комментатор коснулся и проблем в организации очередной интифады. «У нынешней молодёжи существует проблема. Им будет очень непросто начать 3-ю интифаду по причинам логистики, а не идеологическим. В отличие от 1-й и 2-й интифад, ныне ЦАХАЛ уже не находится внутри деревень. Ныне для противостояния армейским силам молодым надо собрать народ, доставить снаряжение и направиться к блок-постам. Необходима организация, а она не всегда имеется на местах».
При одном из последних противостояний напротив тюрьмы Офер я присутствовал при интервью одного из организаторов демонстраций, которое он давал иностранным СМИ. С воодушевлением он разъяснял, что происходит на местности, где солдаты и где палестинцы, а также, что намереваются они делать дальше. Когда его спросили, какова цель этих противостояний, он замолк.
«Итак, - подвёл итог комментатор, - у демонстрантов нет ясной цели. Никто не знает, куда они идут, чего в точности хотят – облегчения условий для заключённых в тюрьмах? Освобождения участников голодовки? Насильственного противостояния? 3-й интифады? Путь не ясен и цель тоже. Пока кидают камни и демонстрируют, и ждут приезда Обамы».
(«Макор ришон» 01.03.13)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ