Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Мы не для того создавали государство, чтобы быть как все, а чтобы вернуть еврейский народ в Эрец Исраэль, чему нет аналогов в мире. Израиль - государство еврейского народа, в котором есть равные права у всех граждан - евреев и неевреев. Так записано в Декларации Независимости, и так обстоит на самом деле, потому что между этими понятиями нет сущностного противоречия

"В Земле Израиля сформировался еврейский народ". Так начинается Декларация Независимости, так возродилось государство Израиля, так его создатели объясняют причину воссоздания государства и цель его существования: Земля Израиля и еврейский народ. Затем Декларация Независимости продолжает подробно рассказывать историю еврейского и Эрец Исраэль и чудесной связи между ними. Только в конце, как вывод из предыдущего текста, появляются слова "государство Израиль". Этим самым говорят создатели государства, что еврейский народ и Земля Израиля - это жених и невеста, ради которых мы собрались здесь, а государство Израиль - это их свадьба. Иногда происходит так, что отвечающий за организацию свадьбы настолько погружен в детали: столы, кушанья, ансамбль - что поражается, кто эти молодые парень и девушка, стоящие посередине зала. "Выведите их", - говорит он - и это подходящий момент тактично напомнить ему кто у кого работает.

Подобно этому в израильском общественном диалоге ам-исраэль и эрец-исраэль превратились в юмористическое выражение. Государство заменяет их обоих - и Народ и Страну. Выражение "итон шель а-медина" (прим.перев. - реклама газеты с наибольшим тиражом), в сущности, означает "газета народа". "а-маком ахи яфе бамедина" - самое красивое место в стране. Уже не говорят "ба ла-Арец" (приехал в Страну), а "игиа ле-Исраэль". "Израиль отдыхает" (из рекламы) - это народ, "Израиль высыхает" (из объявления о необходимости экономить воду) - это Эрец. Еврейский народ и Земля Израиля, из-за которых и ради которых было создано государство, исчезли из сознания, а государство как бы заменило их обоих. Надо иногда тактично напомнить нахему дорогому государству, что при всей нашей любви к нему, оно не хазон (идеал, откровение), а инструмент для его реализации. И при всем уважении и делу организации и оформления без жениха и невесты нет свадьбы.

Можно понять, почему у государства есть склонность отбросить народ Израиля и Землю Израиля и поставить себя вместо них. Два этих понятия - еврейский народ и Эрец Исраэль - в самом деле нелегко усвоить, есть много споров и суждений. Государство же четко определено. Права и обязанности записаны в законах, границы начертаны на картах. Но такова судьба в самом деле важных вещей. У любви, семьи, поэзии нет четких границ и юридического определения. И у искусства и науки - нет.

И есть еще трудность. В мире есть много национальных государств, но нет более сложного случая, чем наш. Еврейский народ и Эрец Исраэль - это длинная и сложная история. Где еще есть такое, чтобы народ ушел в изгнание и вернулся через 1900 лет? "Дайте быть нормальными - как все", - говорит государство, - "без историй из ТАНАХа, без всех проблем еврейского народа. Разве не для этого я возникло?"

Наоборот, Тиби, наоборот

Нет. Мы не создавали государство, чтобы быть "нормальными" - как все - а чтобы возвратить еврейский народ в Эрец Исраэль. Чем больше мы прикидываемся "нормальными", тем меньше "нормальный" мир принимает нас. Без историй из Библии мы колониальное заселение Европой Ближнего Востока. Ахмед Тиби любит говорить что он абориген тут, а мы - новые иммигранты. В современном постколониальном мире прислушиваются к такому утверждению, смысл которого: создание государства Израиль было несправедливым деянием. Еврейский ответ: "Наоборот, Тиби, наоборот. Мы были здесь за две с половиной тысячи лет до тебя". Такое утверждение мир принимает с уважением, а наш спектакль "быть как все" мир не принимает.

А что мы скажем арабским гражданам? Где равенство и демократия? Я не предлагаю пренебрегать этим вопросом. Есть чувствительность и будут время от времени столкновения между различными идеалами, но нет сущностного противоречия. Государство еврейского народа обязалось в Декларации Независимости и в своих основных законах не дискриминировать своих граждан по национальному признаку. Отношения между государством и гражданином - это одна система, устанавливающая права на уровне индивидуума, а отношения между государством и народами - это абсолютно другая система, занимающаяся историей, верованиями, символами. Это государство еврейского народа, его флаг цвета талита, его язык - иврит, герб - Менора из Храма, и при всем этом предоставляет равенство нееврейским гражданам. Это сложная правда, которая иногда может прийти к спорам и трениям, но правда и прямота уменьшают трения, а не наоборот. Высказывание еврейской правды государства Израиль создаст гораздо меньше столкновений, чем попытки скрыть ее.

А что в отношении дискриминации, заключенной в Законе о Возвращении? На этот вопрос уже ответил ни кто иной, как Аарон Барак, сказав, что демократическое государство не может проводить дискриминацию между своими гражданами, но может проводить дискриминацию между теми, кто не являются его гражданами и хотят ими стать; и в сущности, иммиграционные законы всех стран делают это. Постсионистские "либералы" обжалывают это и говорят, что так государство Израиль дает еврейскому гражданину право привезти своего двоюродного брата из Америки, но не разрешает арабскому гражданину привезти двоюродного брата из Ливана, и это дискриминация. Не верно. Право моего двоюродного брата на репатриацию - это не мое право, а его. Еврей, у которого нет тут никакого дяди, может репатриироваться, а если у меня есть двоюродный брат нееврей, он не имеет права репатриироваться даже, если он очень приятный человек и мне очень хотелось бы, чтобы он приехал. Более того: если бы это право принадлежало мне, я мог бы отказаться от него и воспрепятствовать репатриации неприятного мне лично еврейского двоюродного брата. Тот факт, что я не могу противиться приезду мпего еврейского двоюродного брата, свидетельствует, что речь не идет о моем праве как гражданина Израиля, а о независящем ни от чего праве моего еврейского двоюродного брата, который пока не является гражданином.

Есть еще тактическое утверждение "прагматиков", которые говорят: "Не надо делать деклараций. Все знают, что это государство еврейского народа". Раз я начал с примера свадьбы, то и закончу свадьбой. В ктубе жених обязуется кормить и обеспечивать всем необходимым невесту, включая супружеские отношения. Но ведь это само собой разумеестся, это следует из самого предложения и согласия на женитьбу. И все же раввин громким голосом зачитывает обязательство, а жених, невеста и свидетели подписывают за ним, и все присутствующие слушают. В важные моменты не лишне сказать вслух и вроде бы само собой разумеющиеся вещи.

Государство Израиль должно вернуть еврейский народ и Эрец Исраэль в свой общественный диалог, в свой язык и термины, в свое самоопределение, в свой диалог с миром. Без них у государства нет оправдания его существования. Стоило бы, чтобы у нас была конституция, первый парсграф которой говорил бы, что государство Израиль - это государство еврейского народа. В отсутствие конституции, должен быть, по крайней мере, основной закон государства, включающий и бронирующий Закон о Возвращении.

("Макор ришон" 12.04.13)


Перевел Моше Борухович
МАОФ