На заседании английского парламента один из депутатов обращается к спикеру:
- Сэр, позволяет ли мне протокол назвать лорда Честертона жирной и грязной свиньей?
- Сэр, протокол не позволяет вам назвать лорда Честертона жирной и грязной свиньей.
- В таком случае, я воздержусь назвать лорда Честертона жирной и грязной свиньей.
(Из сообщения пресс-службы британского парламента)
Чужой прыщ во сто крат больше собственного чирея. Кто сомневается, может проверить на себе. Чванство - такая же болезнь, как хламидиоз или расстройство желудка. Не смертельная, хотя и неприятная. Но и надменность - всего лишь маска, под которой скрыты душевные раны. Трудней всего встать вровень с тем, кто ниже тебя. Особенно, если страдаешь ожирением самомнения. Ведь чем выше нос, тем заметней козявки. К тому же, задранный нос не позволяет вовремя посмотреть под ноги. Все это можно назвать одним словом - гордыня. И именно она-то и мешает быть благодарным. Поэтому в том и сила величия, чтобы никогда не опуститься до уровня высокомерия.
Спесь, как и мания величия, свойственна людям мстительным и недалеким. Встречаясь с ними, хочется побыстрей помыть руки. Такое же ощущение было и от выступления Барака Обамы перед студентами в "Биньяней а-Ума". И дело даже не в том, что американский президент отказался выступить в Кнессете, нарушив тем самым многолетние традиции. Следуя канонам совести, ему следовало бы выступать в "Яд ва-Шем". Америка ведь тоже приложила руку к Холокосту. Своим равнодушием и бездействием. Но у каждого свое понимание совести. Для одного - это гигиена души, для другого - химера, от которой стоит избавить человечество. Дело в том, под каким соусом он преподнес свои "мартовские тезисы".
Не буду пересказывать речь Обамы. Вы ее, наверняка, слушали или читали. Вице-спикер Кнессета Моше Фейглин назвал это дешевое шоу "бутербродом с грязью". Среди израильских политиков его высказывание было, пожалуй, самым острым. Но и оно не идет ни в какое сравнение с тем, что говорил, а самое главное - делал, рав Меир Кахане. Вспомним хотя бы его "Обращение к жителям Земли", которое он озвучил за четыре дня до своей гибели. Вот лишь несколько строк из него: «Дорогие народы мира! Вы молчали, когда гибли 6 миллионов евреев, вы молчали, когда в 1948 году семь арабских государств развязали войну, которую Лига арабских стран горделиво сравнила с монгольским нашествием. Вы молчали, когда в 1967 году Насер приказал сбросить евреев в море, и этот призыв с восторгом скандировали бушующие толпы во всех арабских столицах. И вы промолчите завтра, еcли Израиль будет смотреть смерти в глаза».
Все люди - братья: живут, будто делят наследство. Если бы мы вдруг дружно сняли маски, то оказались бы в зоопарке. Разница лишь в том, что каждый произошёл от той обезьяны, которую заслуживает. Политики - тоже почти на одно лицо. Видимо, только выйдя в люди, понимаешь, как трудно остаться человеком. Я не верю в политиков-самоубийц. Просто одни способны смотреть в корень, другие видят то, что им показывают, а третьи вообще ничего не видят. Барак Обама как раз из той категории, которая ничего не хочет видеть. Он готов пожертвовать кем угодно ради себя и тех, кто ему ближе всего по духу. Почему же его тогда ненавидят даже те, кто, казалось бы, должен любить? Ненавидят не столько его, сколько страну, которую он представляет. И если боишься измазаться сажей, не крутись у чужого котла.
"Я слышал, что мир прекрасен", - сказал слепой. "Кажется", - ответил зрячий. Оказавшись среди слепых поневоле приходится закрывать глаза, а среди хромых - поджимать ногу. «Поставьте себя на их место. Взгляните на мир их глазами». Вы, конечно, помните эти страстные слова, вызвавшие горячие аплодисменты в "Биньяней а-Ума". Американский президент - лучший друг палестинских детей. Его угнетает несправедливость того, что "палестинский ребенок растет не в своем собственном государстве". Правда, этот ребенок и учится, и лечится, и хулиганит тоже не в своем государстве, которое его, между прочим, до сих пор полностью содержит. Потому что "свое государство" ничего не производит, а живет на подаяния, которые распределяет так, что детям ничего не остается. Потому что "свое государство" учит не любви, а ненависти. Потому что "свое государство" не лечит, а калечит.
Сегодня мы вправе повторить те же слова: «Поставьте себя на их место, господин президент, взгляните на мир их глазами». Но теперь уже от имени тех детей, которые стали жертвами теракта не в далеком Израиле, а в самом сердце Америки - Бостоне. И тех, кто больше никогда ничего не скажет. И тех, кто на всю жизнь останется инвалидом. И хоть бессмысленно напоминать про осу тому, кого она ни разу не ужалила, говорить все-таки необходимо. Иначе нас снова будут потчевать ложью. Или, если помягче, недомолвками. Как в "Обращении к нации", в котором Барак Обама всячески избегал слова "теракт", как будто речь шла о праздничных петардах. Не могла не броситься в глаза и другая странная особенность: об "исламском следе" не проронили ни слова, зато почему-то сразу же заговорили о "правом экстремизме". Средства массовой информации даже сослались на статистику: "За последние четыре года количество крайне правых группировок выросло со 149 до 1360, то есть почти в десять раз". Но за подготовку терактов обычно, как правило, арестовывают не мифических "правых", а вполне реальных арабов или пакистанцев.
Есть и другая статистика, о которой предпочитают не упоминать. За последние четыре года количество книг, изданных мусульманскими богословами, политологами и историками, увеличилось на порядок. Недавно вышла новая книга директора института Ближнего Востока при Колумбийском университете Рашида Халиди "Dishonest Brokers" ("Бесчестные посредники"). В ней он обвиняет Соединенные Штаты в нежелании установить мир на Ближнем Востоке. Но при этом пытается посадить дерево корнем кверху. Противоречия, а то и явные подтасовки втречаются буквально на каждом шагу. Например, такое утверждение: «От острого соперничества с Советским Союзом выиграл Израиль, превратившийся в стратегического союзника США, в то время, как к мнению арабских стран Вашингтон не прислушивался».
В стратегического союзника США превратился и Египет, который, пойдя на перемирие с Израилем, без единого выстрела вернул все свои потерянные в ходе Шестидневной войны территории. Сирия отказалась и осталась ни с чем. Как и "палестинцы", которые могли обрести государственность еще 65 лет назад. Америка не препятствовала. Израиль тоже. И второй свой исторический шанс они опять, наверняка, упустят. Благодаря таким советчикам, как Халиди. Потому что принято не замок подбирать к ключу, а ключ - к замку.
Главную проблему Халиди видит не в позиции арабских стран, которая осталась неизменной, а во "вводящих в заблуждение терминах". Один из них - "безопасность", которая "никого, кроме Израиля, не беспокоит". Халиди по душе другой термин - "оккупация", которая привела к тому, что за "за двадцать последних лет число поселенцев на Западном берегу выросло в три раза - до шестисот тысяч человек". Поэтому "палестинцам не остается ничего другого, как на насилие отвечать насилием, продолжая вооруженную борьбу". Если бы сия "книга" была издана в Газе или Рамалле, это воспринималось бы в порядке вещей. Но она издана в Америке. Большим тиражом. Сам автор всюду нарасхват: постоянно выступает с интервью на популярных телеканалах, в ведущих радиостудиях, на страницах центральных газет. После "исторической" речи Обамы в "Биньяней а-Ума" можно пускать дым не только из ноздрей. Вот уж поистине - нет ничего подлее ничтожества, которое чувствует за спиной чью-то твердую поддержку.
"Не обращай внимания на высокомерный взгляд, тяжелую чалму и людскую молву", - говорят на Востоке. Дельный совет. Но не для тех, кого пытаются столкнуть в пропасть без страховочной веревки. Хотя и понимают, что опираться в полете на воздух все равно, что идти на льва с голыми руками. «Поставьте себя на их место, взгляните на мир их глазами», - взывает американский президент. А почему бы самому Обаме не поставить себя на место среднестатистического израильского еврея, независимо от того, взрослый он или ребенок, для которого Сдерот уже почти вся страна?
Итак, представим себе, что среднестатистический израильтянин по фамилии Обама, вернувшись с работы, включает телевизор. Среди потока новостей и информация о весьма уважаемой арабской некоммерческой организации "Мифтах", учрежденной небезызвестным многолетним палестинским депутатом Ханан Ашрауи. Настолько уважаемой, что в числе ее спонсоров американский Национальный фонд за демократию (NED), фонд Форда, фонд Организации Объединенных Наций, не говоря уже о дюжине европейских правительств. И вот эта уважаемая организация обрушивается чуть ли не с площадной бранью на американского президента за его традиционное поздравление евреев с наступающим Песахом. "Неужели президент до сих пор не знает о том, что евреи используют христианскую кровь для выпечки своей мацы"? - вопрошает статья, размещенная на сайте "Мифтаха".
Среднестатистический израильтянин Обама переключается на другой канал и с удивлением смотрит, как разъяренная толпа "палестинцев" яростно сжигает униформу испанской "Барселоны". В знак протеста против предложения президента прославленного футбольного клуба Сандро Россела провести в Тель-Авиве товарищеский матч с объединенной палестино-израилькой сборной. Во имя мира. И с целью сбора средств для больных палестинских детей. Их приветствует президент палестинской футбольной ассоциации Джибриль Раджуб, скандирующий вместе со всеми: "Долой "Барселону!" и "Смерть оккупантам!"
Прежде, чем читать нотации, надо выйти из прострации. Президентам порой тоже требуется серьезный ликбез. Особенно если они не понимают простых вещей. Чтобы познать вкус жизни, необходимо, прежде всего, научиться ею дорожить. А "палестинцев" учат поклоняться культу смерти. Поэтому они сами не живут и другим не дают. Обама был в Израиле. Но так и не увидел настоящего Израиля. В отличие от журналистки Тиффани Вен, которая опубликовала в журнале "The Daily Beast" статью с любопытным названием - "Почему израильтяне так счастливы?" Она попыталась объяснить необъяснимый феномен: как израильтянам удалось возглавить рейтинг самых счастливых наций среди наиболее развитых стран мира?
Действительно, это, пожалуй, единственная страна, которая вот уже 65 лет борется за свою независимость. Страна, которой постоянно угрожают со всех сторон. Страна, где смерть тебя поджидает за каждым углом. Страна, всеми оболганная и преданная... Секрет прост. У этой страны есть Страж. И даже тот, кто в Него не верит, вольно или невольно придерживается Его основополагающих законов. Иными словами, наслаждается каждым днем, который воспринимается, как бесценный дар Свыше. И это ежедневное упражнение на выживание стало своеобразной психологической "прививкой", помогающей справиться с любой непредвиденной ситуацией. Суровая, полная испытаний жизнь научила преодолевать трудности, под грузом которых не устояло бы ни одно другое государство.
Для кого-то это феномен. Для израильтян - повседневность. Но не дай Б-г никому испытать на себе эту повседневность. Поэтому, приезжая в Израиль, лучше оставить гордыню за его порогом. Народам мира, приложившим руку к его травле, гордиться, по сути, нечем. Жизнь, увы, соткана из противоречий. То, что всегда считалось силой, на поверку оказалось слабостью, а что принималось за слабость, признается силой. Живые зачастую напоминают мертвых, а мертвые, наоборот, кажутся живыми.
Я раз за разом прокручиваю то гаденькое мартовское выступление Обамы, пытаясь понять, с какой целью он приезжал в Израиль. Чтобы публично унизить Нетаниягу, обратившись через его голову к "золотой" молодежи? Подвергнуть сомнению израильскую демократию, которую представляет "кучка автократических лидеров", не понимающих, что "оккупация несправедлива"? Лишний раз напомнить банальность о том, что мир достигается народами, а не правительствами? Послать сигнал арабам, что Вашингтон меняет внешнеполитический курс, сверяя его отныне с уродливой доктриной госсекретаря Джорджа Маршалла?
Многие президенты, включая и Барака Обаму, чем-то напоминают врачей. Они учатся на мертвых, а лечить пытаются живых. В итоге получается, как в анекдоте. "Почему вы стали давать мне другие таблетки?" - интересуется пациент. "А как вы об этом узнали?" - недоумевает доктор. "Очень просто. Прежние в унитазе тонули, а эти плавают". То же самое и с американскими ближневосточными инициатвами: старые утонули, а новые поплавают и тоже утонут. Прежде, чем браться за серьезные дела, Обаме надо было бы посоветоваться с женой. Она, как опытная огородница, наверняка бы подсказала, что только "зеленые" политики тянутся за незрелыми плодами вместо того, чтобы дождаться, когда они поспеют и сами упадут.
Впрочем, ближневосточный сад сажал и возделывал не Обама. Стало быть, и не ему собирать урожай. Лучше всего об этом еще пятнадцать лет назад сказал морально мертвому американскому президенту морально живой израильский еврей с американским паспортом Меир Кахане: «...Когда вы, народы мира, предложили ООН в 1947 году "план раздела", по которому рядом с крохотным Израилем должно было быть создано "палестинское государство", и арабы завопили "нет!", развязали войну и убили шесть тысяч евреев - этот очередной приступ огорчения был вызван "агрессией 1967 года"? Кстати, наши соседи по планете, почему мы тогда не слышали вашего огорченного всхлипывания?
Несчастные палестинцы, убивающие сегодня евреев взрывчаткой, бутылками с зажигательной смесью и камнями, - это часть того самого народа, обладавшего в свое время всей той территорией, которую они сейчас требуют для создания своего государства, но тогда они не удовлетворились ею, ибо их целью всегда было сбросить евреев в море!
Те же искаженные злобой лица, та же ненависть, те же вопли: "йитбах аль-йауд" (убей еврея!) - все, что мы видим и слышим сегодня, всё это мы видели и слышали тогда. Тот же народ, та же мечта – уничтожить Израиль. То, что они не смогли сделать вчера, они мечтают сделать сегодня, - но мы не вправе применять против них "репрессии"...
А раз уж мы знаем, что арабы-"палестинцы" день и ночь мечтают о нашем уничтожении, то сделаем всё возможное, чтобы остаться и выжить в своей собственной стране. И если это вас огорчает, то подумайте о том, сколько раз в прошлом вы "огорчали" нас.
Как бы то ни было, дорогие народы мира, огорчает вас это или нет, но вы выслушали сейчас еврея из Израиля, которому нет никакого дела до ваших огорчений».
Добавить к этому нечего.