Яир Лапид долго сдерживался, но вдруг выпрыгнул у него бес из живота. Можно попытаться объяснить это с хорошей стороны, сказав, что депутаты-харедим, по существу, сами напросились на это своими выкриками, непрерывно прерывая его, не давая закончить фразу. А ведь это началось не на пленарном заседании Кнесета. Вот уже 2 месяца они атакуют его в самых резких выражениях вне всяких пропорций, с любой высокой трибуны и перед любым микрофоном. Тут уж не скажешь, что они не заслужили в ответ этот холодный душ. И всё-таки три момента склоняют чашу весов не в пользу Лапида. Во-первых, они в оппозиции, а вы, любезный господин, министр правительства, и эта роль обязывает вас к ответственному поведению представителя власти. Во-вторых, их нападки на вас были личными, а ваша атака распространялась на коллектив, на весь сектор. Не Моше Гафни, как такового, вы атаковали, но всю группу его избирателей. Ну, и в-третьих, господин министр, к великому сожалению, вы говорили искренне. Все упрёки, высказанные вами – это ваша правда. Это не было вспышкой гнева, не было неосторожной оговоркой – вы на самом деле верите тому, что сказали.
В самом деле кое-что не так в образе жизни израильских харедим, и на государство ложится ответственность по принятию мер, чтобы принудить целое общество постепенно выйти из круга бедности и лживой западни, в которой оно оказалось. Если бы Яир Лапид обвинял лидеров этого общества в ответственности за тяжелое положение своих посланников, это было бы нормально. Но Лапид возлагает вину на все харедимное общество, людей, попавших в западню бедности и нищеты, из которой он вроде бы должен их вызволить. Об их маленьких детях он, в сущности, сказал, что они лишние и что их существование - следствие безответственности. Тот, кто говорит подобное о человеке, тот, кто думает так, тот не может спасти это общество из западни бедности, в которую их по существу государство и затолкнуло.
Вследствие Гордиева узла, связывающего отсрочку от армии с обязанностью обучения в йешиве неограниченное, у нас имеется целая община, направленная сидеть в Домах Учения с 3 и до 100 лет, не выходя на работу. Но ведь такой жизнью невозможно жить, и никогда не существовало такой целой общины в Израиле с момента дарования Торы и по сей день. Правда заключается в том, что в и государстве Израиль такого не существует. Большинство харедим где-то работают, как-то зарабатывают – иначе не было бы у них что есть, во что одеваться, и конечно же, не было бы крыши над головой. Все пособия и льготы, которые поступают из государственной кассы, даже есть их удвоить, были бы недостаточны. Но угроза призыва с 18 до 45 лет, витающая над их головами, создаёт ситуацию, когда государство само своими руками толкает многих из них работать нелегально, порождая культуру, когда ложь, приписки, фальшь и обман становятся легитимными. И «чёрный рынок труда», кроме того, что он строится на грабеже и на паразитизме (депутат Мики Леви оправданно извинился за обобщающее использование этого выражения, но в отношении тех, кто работает и не платит налогов, он, конечно же, прав), это еще и это рынок низких доходов и низких зарплат, экономически нестабильный и ненадёжный. В результате бедность, безработица и вырождение.
Закон о равенстве в несении бремени по формулировке Лапида-Беннета должен снять угрозу, витающую над головами ста тысяч мужчин харедим в течение 5 следующих лет, и открыть перед ними путь к постепенной интеграции в законный рынок труда. Маршрут правильный, но его недостаточно. Ведь рынок труда не ожидает их с распростёртыми объятьями, да и они не изменят в один прекрасный день свои привычки, не ринутся толпой в очередь в бюро по трудоустройству. Болезненные урезания пособий и льгот, которые государство (или местные власти) даруют харедим, следует произвести, поскольку это создаст определённое давление, которое подтолкнёт людей к использованию открывшихся возможностей для поиска работы. Но всё это потерпит провал, если государство переборщит с этим, проявит нетерпение, ненависть и гнев (к этой общине).
Поэтому беспокойство вызывает не только сказанное министром Лапидом в Кнесете, но и его действия, и его планы. И поднять налог на прибавленную стоимость, и сократить пособия на детей, и крепко ударить по бюджету на образование, заблокировать пособия студентам йешив, и отменить льготы им же на муниципальный налог и на оплату детских садиков – это всё уже уровень Содома. Это прямой рецепт для социального взрыва, для актов ненависти.
Эта коалиция даёт великую возможность запустить постепенный процесс изменений на харедимной улице во всем, что связано с интеграцией в рынок труда. А уж на следующем этапе – и в армейскую службу. Всё это возможно, но при условии, что никто не будет попирать достоинства харедим и не доведут их до обнищания. Яир Лапид не один на этом фронте. Два его партнера по коалиции – Нетаниягу и Беннет, - несут ответственность не меньшую, чем Лапид. Пришло время им высказаться.
("Макор ришон" 26.04.13)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ