Государство Израиль, освободившее на этой неделе убийцу еврея Шаи Дойча, продолжает преследовать его брата Мордехая, пытаясь разрушить дело жизни фермера, созданное им для продолжения пути своего брата. Министр обороны Буги Яалон, поддержавший освобождение убийцы, может положить конец этому беспределу.
Спустя несколько часов после опубликования – под покровом ночной темноты, - списка убийц, которых правительство Израиля решило выпустить на свободу, я на радио проинтервьюировал Моше Дойча. Прошлой ночью Меир Индор (глава организации «Альмагор») сообщил ему, что убийца его брата Шаи выходит на свободу и отправляется домой. Никто из высокопоставленных лиц не подумал уделить внимание даже крохотной мыслишке о семьях, потерявших близких от рук убийц. Из глубины души звучала боль в рассказе Дойча – казалось, его мёртвый брат сейчас лежит перед ним, словно и не прошло с тех пор 20 лет. Он рассказывал о Шае-фермере, любившем море, любившем свою работу – до того дня, когда один из его работников убил его, заколов ножом… «Так всё было кончено…" "И вот сейчас этот мерзавец в возрасте около 40 лет может начать жизнь заново. То есть в том самом возрасте, когда мой брат Шая ушёл из жизни. Для Шаи всё кончено, а для его убийцы всё начинается заново. Вот такая история. Этот тип совершил ужасное дело, лишил жизни человека. Это необратимо - невозможно вернуть не только Шаю, это стало необратимым и для всех братьев. А ведь у Шаи остались 8 братьев и сестёр. Кто-нибудь может вернуть нам прежнюю жизнь? Кто-нибудь может исправить то, что этот тип причинил нашему отцу, благословенна память о нём? Папа скончался спустя полтора месяца после убийства Шаи в возрасте 89 лет. Четверых детей он потерял в Катастрофе, и вот здесь он потерял Шаю. Осталась открытая рана, и зияющий холод вокруг, потому что до вторника надо предоставить Абу-Мазену квоту освобождаемых убийц. Целый месяц эта история носится в воздухе, и никто во всей стране не позвонил, никто не проинформировал нас, никто с нами не говорил… Ничего!..»
Восемь братьев и сестёр остались у Шаи Дойча. Моше занимается сельским хозяйством, как и ещё один брат Мордехай. Мордехай жил в Гуш Катифе, но после убийства брата Шаи продолжил его дело. Он перевёл теплицы убитого брата в Мицпе-Яир, в Хевронском нагорье. И вот уже 12 лет он продолжает там дело погибшего брата, выращивая органическую продукцию, не привлекая никаких посторонних работников, только с женой и своими 8 детьми. С дохода от этих теплиц семья и живёт. Историю теплиц Дойчей я приводил уже год назад. В действительности речь идёт даже не о теплицах как таковых, но о 8 дунамах алюминиевых труб, покрытых нейлоном.
Три года назад, спустя более чем десятилетие после того, как он начал работы на земле, четверо членов семьи Авад, жителей деревни Ята, обратились в Гражданскую администрацию с заявлением, что участок земли Дойчей принадлежит им. Через несколько месяцев они обратились в БАГАЦ, требуя изгнать Дойчей с этой земли и разрушить их теплицы. При этом они утверждали, что эта земля принадлежала ещё их дедушке. Коротенькое расследование выявило, что это семейство в прошлом уже пыталось выступать с подобными заявлениями. Оказалось, что эта компания отъявленных лгунов специализируется на изготовлении сфабрикованных документов. Так было в случае спора с государством по поводу соседнего участка. В том случае Гражданская администрация выявила, что вопреки их заявлениям, что, якобы, они обрабатывали эту землю до 1997 года, предыдущие съёмки с воздуха показывали, что эта земля никем не обрабатывалась. «Специалист по земельным участкам», житель Хеврона, заявил, что он совершал объезд территории вместе с мухтаром деревни Ята, ещё в период мандата до раздела земли. Но его заявление признано проблематичным: оказалось, что в тот год мухтар был 8-летним ребёнком. Если этого недостаточно, то к тому же обнаружено: члены этой семейки везде и всюду ходят с какими-то непонятными документами о владении недвижимостью, каждый раз пытаясь доказать своё право на владение – и каждый раз каким-нибудь другим земельным участком.
Государство Израиль никогда не стремилось, чтобы семейка Авад расплатилась за провозглашаемую ею ложь. Зато всю свою боевитость юридическая служба Гражданской администрации сберегла для Мордехая Дойча.
Когда Авады выдвинули свои утверждения против Дойча, Гражданская администрация с радостью и готовностью мобилизовалась в их пользу, потребовав от еврейского фермера разобрать свои теплицы. Дойч упорствовал: нет такого закона, который требовал бы получение разрешений на установку металлических столбов, вбитых в землю. По всей территории государства Израиль существуют тысячи таких теплиц, не требующих никаких особых разрешений. И в районе их проживания тысячи таких гораздо более массивных арабских конструкций, построенных без разрешений, которых Гражданская администрация никогда не давала им. А если семейка Авад утверждает о своём праве на владение, так пусть подают иск и предъявят свидетельства в суд.
Адвокат Мордехая Дойча, Амир Фишер, представляющий также и амуту «Регавим» и прекрасно знакомый с деятельностью Гражданской администрации на территориях Иудеи и Самарии, напомнил юридической канцелярии Гражданской администрации: согласно их же данным, на арабов открыто 12 тысяч дел, в числе которых крупные дома, прекрасные здания, общественные строения - и всё это возведено без разрешений. Речь не идет и трубках, покрытых брезентом. Было ясно, что некто пометил на Дойча и не намерен оставлять его в покое.
Дойч попросил и получил разрешение представить оформленную просьбу на разрешение строительства задним числом. Он обратился к архитектору, подготовил и подал все канцелярские бумаги. После этого он представил также документы, объясняющие, почему недопустимо наносить ущерб обработке принадлежащего ему участка земли: есть такой закон, устанавливающий запрет удалять с земли того, кто обрабатывает её непрерывно 10 лет.
Но тогда, ещё до получения им ответа, Гражданская администрация ринулась в БАГАЦ и сообщила (не получив даже никакого запроса из суда): до конца августа 2012 года теплицы будут ею разрушены. «В районе есть житель, заявляющий о своём праве на эту землю», - неожиданно написала ГА, полностью противореча всему имеющемуся в их же делах и разоблачениям фальшивок семейства Авад.
Когда адвокат Авадов понял, что юридическая канцелярия Гражданской администрации сотрудничает с ним, он поспешил в БАГАЦ с просьбой аннулировать иск - в надежде, что единственное, что останется от иска, - это обязательство государства разрушить теплицы Дойча.
Несколько месяцев назад дело Дойча обсуждалось в БАГАЦе вследствие поданной им апелляции. Там была изложена одна простая просьба: чтобы поданная им просьба была рассмотрена в соответствующей инстанции Гражданской администрации и он получит подобающий ответ - до того, как примут решение о разрушении дела его жизни. После того, как состав суда под председательством Селима Джубрана пригрозил ему, что это обернётся ему большими судебными расходами, он забрал свою апелляцию. На данный момент поскольку иск семейки Авад аннулирован до того, как суд сказал свое слово, нет ничего, что обязывало бы государство разрушить теплицы. Надо быть особенным злодеем, чтобы сделать это в отношении человека, окруженного сотнями таких же арабских теплиц, не получивших никаких разрешений и в отношении которых администрация не высказывает никаких претензий.
«Это хозяйство, на которое затрачен тяжкий труд, не только источник пропитания для нас, но вообще смысл и цель нашей жизни», - написал мне на этой неделе Мордехай Дойч. В данный момент в силе остается только решение ком.округом Ницана Алона, готового дойти с этим делом до самого конца – и разрушить теплицы. С другой стороны, есть человек, который может остановить обезумевшую и потерявшую всякое понятие о справедливости Гражданскую администрацию. Речь идёт о том, кто по рангу выше Алона, о министре обороны Буги Яалоне. Тот самый Яалон, который на этой неделе проголосовал за освобождение убийцы Шаи Дойча, должен решить сейчас, поднимет ли он руку на разрушение дела всей жизни его брата.
Постоянный ритуал
Это уже стало постоянным ритуалом. Каждый раз, когда Нетаниягу едет в США, будь то политическая, государственная миссия, или встреча с кем-то из дипломатов высокого ранга, скучающие журналисты, недолюбливающие его политику, тут же бросаются на поиски: нельзя ли накопать что-то в части проектов строительства в поселениях, чтобы срочно пожаловаться на это американцам. В понедельник вечером корреспондент 10 канала выступил в прямом эфире с очередной горячей историей из Южного Иерусалима: «Сегодня было в тайне утверждено строительство 900 квартир в Иерусалиме по ту сторону «зелёной черты» … рядом с Бейт-Джалой».
Ну, а теперь факты. План, как видно, был настолько секретным, что в то утро он появился в газетах в качестве официального сообщения окружной комиссии по планированию и строительству со всеми мельчайшими подробностями. Кстати, у этого плана имеется название – это «склон Южного Гило». Но на 10 канале полагали, что если они напомнят название квартала, то проект будет воспринят как «чересчур иерусалимский», и зрители не поймут, в чём проблема самого плана строительства в этом месте, поэтому несколько раз было повторено «рядом с Бейт-Джала». Этот «сверхсекретный план» гуляет в окружной комиссии с ноября 2009 года, апелляции его противников были отвергнуты в декабре 2012 года. Кстати, чтобы могли подавать апелляции, окружная комиссия уже в мае 2012 года опубликовала информацию об этом плане - и не только в ивритской прессе, но и в 2 арабских газетах. Поистине «сверхсекретный план», не так ли? Но пойдём дальше. В заседаниях этой комиссии принимали участие, кроме её постоянных членов, также члены Общинного совета Гило, представители Общества Охраны природы, инициаторы, противники, архитекторы по внешнему дизайну и даже один журналист YNET, фигурировавший в протоколе как присутствующий на секретном заседании секретной же комиссии. Короче говоря, сплошной грандиозный трёп… Кстати, план в конечном итоге был утверждён в декабре 2012 года на заседании окружной комиссии, и об этом можно было узнать из сообщения, опубликованного тогда же в прессе, в том числе в газете "Гаарец".
Ну, а что произошло сейчас? Из того же самого сообщения в "Гаарец" можно узнать, что инициаторы проекта хотят внести несколько изменений в документы плана. Месяц назад исправленный план был утверждён в комиссии и теперь он уже подписан окончательно. Но 10 канал это не собьёт с толку. Более того, назавтра там торжествовали решительную победу. «Вчера мы вскрыли, что в обстановке секретности был утверждён план строительства… Сегодня вечером оказалось, что это сообщение явилось неожиданным и для американцев». Браво! И американцы в гневе. Если проигнорировать, что всё опубликованное – блеф, надо ещё рассмотреть заявление, которое выскажут наивные и прикидывающиеся таковыми, что функция прессы – обнажать таковые планы, даже если это создает неудобства для правительства Израиля перед началом переговоров. Никаких проблем! Я приму это, если увижу хотя бы раз, как перед началом переговоров израильские СМИ в обязательном порядке выявляют и демонстрируют факты подстрекательства палестинской администрации против Израиля. Или, например, денежные суммы, ежемесячно переводимые Абу-Мазеном террористам, которые осуществляли теракты против нас, включая и в последние годы. Мне бы хотелось разок увидеть корреспондента 10 канала, ведущего кампанию на эту тему и бросившегося к американцам с вопросом, что они намерены делать по этому поводу. Но кому нужна эта правда? Мейнстрим израильской журналистики не интересует палестинское подстрекательство. Им куда как интересней торпедировать строительство в столице Израиля и мешать Нетаниягу. Ведь Абу-Мазен – это партнёр, тогда как Нетаниягу – политический противник.
(«Макор ришон» 16.08.13)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ