Война с коррупцией должна начаться с тех, кто покрывает коррупцию в СМИ
Это неприятно и не всегда хочется пачкать руки, но без этого война с коррупцией не будет полной - потому что война с коррупцией должна включать упрямую и бескомпромиссную борьбу с теми СМИ и журналистами, что покрывают коррупцию, потому что эта война - в значительной степени бой за сознание, за то что можно и что нельзя. И в этой войне чистым выходит тот, кого поддерживают СМИ, кто получает легитимацию своих действий.
Эхуд Ольмерт дошел до того места, куда его поставил на этой неделе судья Давид Розен, в значительной степени благодаря тому, что на протяжении долгих лет слишком многие обладатели журналистских удостоверений позволяли ему делать, что он захочет. На протяжении десятков лет Ольмерт наслаждался теплыми объятиями со стороны тех, кто точно знали с кем имеют дело, хоть и не видели своими глазами передачу денег.
Они знали, что он живет за счет кошельков миллионеров, финансирующих его, - не благодаря его личному обаянию, а из-за занимаемой им должности. Эти журналисты продолжали приглашать его в студии, чтобы послушать от него мораль, как лидеры страны должны руководить ею и куда вести, продолжали просить его читать мораль и после того, как был признан виновным по первому обвинению и после подачи более серьезного обвинительного заключения о взятке.
В их радио- и телепередачах и статьях он всегда представлялся "ответственным взрослым". Они заинтересованно выслушивали его мнение по вопросу иранского атома и вновь и вновь приглашали его в студии для интервью, не напоминая ему и публике е его грахах. Они заполняли свои передачи спекуляциями о его возможном возвращении в канцелярию премьер-министра - даже после признания виновным по первому делу (без тюремного заключения). Они считали, что он легитимный кандидат даже после оглашения в судебном постановлении истории с конвертами с деньгами от Таланского.
Нужно указать, что не все журналисты плыли по течению, но самые крупные СМИ - во главе с "Йедиот ахронот" - всегда были на его стороне, при любых условиях, любой цене.
Обычное разделение на "сынов света" и "сынов тьмы" - изобретение тех, кто поддерживал Ольмерта и "не видел ничего", - вызывает у меня тошноту. Но, может, в данном случае стоит воспользоваться им, отменить обычные партийные, экономические и мировоззренческие границы и разделить лагеря заново: между покрывающими коррупцию и теми, кто не может простить коррупцию. Мы должны постановить, что те, кто прощают и покрывают ольмертов и ольмертизм, просто не могут быть журналистами; мы должны постановить, что среди необходимых требований для профессии есть такие критерии и пороговый минимум, которые невозможно пересечь покрывающим коррупцию.
Вы можете найти отличные истории и первыми обнаружить сенсации, но если вы уживаетесь с коррупцией и с коррумпированными, с конвертами и прочими взятками, то вы из другой профессии. Потому что "хороший журналист", уживающийся с черной кассой, - это как раввин, знающий всю Тору, но чередующий изучение с посещением публичного дома. В этом смысле осуждение Ольмерта на этой неделе должно запомниться как осуждение ряда журналистов - тех, кого в терминах судьи Розена надо именовать "махерами от СМИ".
("Макор ришон" 4.04.2014)
Перевел Яков Халфин
МАОФ