Это одно из самых крупных дел, связанных с коррупцией, за всю историю государства было первым, в котором прокуратуре удалось убедить суд в виновности Ольмерта.
В 90-е годы владельцы земельного участка, на котором располагалась гостиница "Холиленд", хотели построить там что-то гораздо более крупное. Вначале проект вызвал резкое сопротивление горожан и экологических организаций из-за ущерба Иерусалимскому пейзажу. Но несмотря на протесты, проект был утвержден мэром Эхудом Ольмертом и председателем городской комиссии по планированию и строительству Ури Луполянским. Быстрое утверждение спорного проекта, исключительно высокий разрешенный процент застройки и льготы, полученные инициаторами проекта, уже в 90-е годы вызвали немало вопросов, оставшихся без ответов. По проекту строился квартал, состоявший из парка, окруженного 10 высотными зданиями (12-18 этажей), у подножия которых располагались коттеджи. В дополнение к этому была воздвихнута 32-этажная башня (Холиленд тауэр).
Вопросы превратились в подозрения, что инициаторы проекта подкупили Ольмерта в обмен на поблажки. История вскрылась вследствие "черновика обвинительного заключения", подготовленного Шмуэлем Дахнером - бизнесменом в области недвижимости, который был советником и посредником при продаже участков на строительство в том проекте. Он утверждал, что ему не оплатили все расходы и полагавшиеся гонорары, и поскольку его требования не были удовлетворены, он подготовил черновик обвинительного заключения против замешанных в сделке, а затем обратился в полицию.
Публикация подозрений привела к полицейскому расследованию, дошедшему до обвинительного заключения против всех соучастников. В феврале 2010г. прокуратура подписала сделку с Дахнером, согласно которой он становился "государственным свидетелем" и получал различные льготы, включая "пособие" в 12 тысяч шекелей в месяц.
5 января 2012г. прокуратура подала в Тель-Авивский окружной суд обвинительное заключение против 13 обвиняемых в даче и получении взяток, среди них бывший премьер-министр и мэр Эхуд Ольмерт, бизнесмены Гилель Чарный и Авигдор Кельнер, тогдашний зам.председателя правления банка "А-поалим" Дани Данкнер, посредник по передаче взятки Меир Рабин, получатели взяток: тогдашний гл.инженер муниципалитета Ури Шитрит, бывший мэр Иерусалима Ури Луполянский, тогдашняя зав.канцелярии Ольмерта Шула Закен, глава Земельного управления Яков Эфрати.
Шмуэль Дахнер дал свидетельские показания, что передавал деньги Шуле Закен. Он умер 1 марта 2013г., через несколько часов после допроса в суде. Брат Ольмерта Йоси Ольмерт подтвердил слова Дахнера.
За несколько дней до судебного решения по делу прокуратура подписала сделку с Шулой Закен, согласно которой та получит не более 11 месяцев в обмен на свидетельские показания и передачу компромата против Ольмерта.
Судебный процесс длился 2 года, 140 заседаний. В итоге окружной судья Давид Розен осудил 10 из 13 обвиняемых, и оправдал из-за недостатка улик Якова Эфрати и двух руководителей компании "Холиленд парк" Амнона Сафрана и Шимона Гальона.
Эхуд Ольмерт был признан виновным в получении взятки в полмиллиона шекелей. Судья постановил, что деньги были переданы Дахнером Йоси Ольмерту по указанию Эхуда Ольмерта. Из-за недостатка улик Эхуд Ольмерт был оправдан по двум другим обвинениям в получении взяток. Судья отверг версию Ольмерта и постановил, что тот лгал суду. По мнению судьи, Дахнер перевел деньги на покрытие долгов Йоси Ольмерта в обмен на продвижение Эхудом Ольмертом строительного проекта.
Шула Закен была признана виновной по всем обвинениям в получении взяток в сотни тысяч шекелей и в отмывании капитала. При этом судья отверг ее версию, что она получала "подарки", а не взятки.
Бывший мэр Ури Луполянский был признан виновным в получении взяток от Чарного и Дахнера более 2 миллионов шек в виде пожертвований организации "Яд Сара" и другим подшефным благотворительным организациям и оправдан по обвинению в получении взятки в 120 тысяч шекелей.
Один из основателей компании "Холиленд парк" Авигдор Кельнер был признан виновным в отмывании капитала и переводе денег для дачи взяток, но был оправдан по ряду эпизодов из-за недостатка улик.
Владелец земельного участка Гилель Чарный был обвинен в даче взятки Ольмерту, Шуле Закен, Ури Луполянскому и отмывании капитала.
Другие осужденные: "махер" Меир Рабин, признанный виновным в отбеливании капитала и даче взятки в 1,2 млн шек, бывший гл.инженер муниципалитета Ури Шитрит, бывший председатель правления банка "А-поалим" Дани Данкнер, бывший зам.мэра Элиэзер Симхоев и член горсовета Авраам Файнер.
Отдельную главу в обвинительном заключении судья посвятил "явлению махеров" в коридорах власти и призвал к упорядочиванию статуса лоббистов с тем, чтобы "махер, занимающийся незаконным лоббированием, считался посредником в даче взятки", - указал он в судебном постановлении.
3 десятилетия подозрений
Проблемы Ольмерта с законом начались в 1985г., когда в рамках полицейского расследования обстоятельств крушения "Банка Сев.Америки" выяснилось, что он получил ссуду от председателя правления банка Йегошуа Гальперина без возврата. Затем он предпринимал усилия для отмены судебного ордера, запрещающего Гальперину выезд из страны. Но тогдашний юр.советник правительства (прим.перев. - фактически гос.прокурор) решил, что нет оснований для подачи обвинительного заключения.
В 1996г. был отдан под суд по обвинению в фиктивных квитанциях и незаконных пожертвованиях Ликуду во время избирательной кампании в Кнессет в 1988г., когда он был бухгалтером Ликуда. Тогда в первый раз он использовал слова "я не знал" и смог убедить судью Одеда Мудрика, оправдавшего его. Судья написал в заключении: "Обвиняемый вел себя очень недостойным образом, но это не перешло в уголовную область, определенную законом".
Тогда в 80-е годы в Израиле были приняты гораздо менее строгие нормы в таких случаях. Лишь став министром без портфеля в 1988г., Ольмерт вышел из адвокатской фирмы. Ури Авнери писал, что будучи парламентарием Ольмерт принимал клиентов своей адвокатской конторы, которые хотели "сократить путь" к различным властным органам, и те организации, которые оплачивали его дорогостоящие услуги, делали это по причине его членства в парламентских комиссиях и доступа к принимавшим решения.
Выяснилось, что с годами метод был усовершенствован. Ряд историй, в которых он был замешан, происходили в годы, когда он был мэром, министром финансов и министром промышленности и торговли. Ольмерт был первым премьер-министром, проведшим значительную часть своего времени на допросах в полиции.
В 2007г. он допрашивался из-за вмешательства в процесс приватизации банка Леуми и в пользу продажи банка его другу австралийскому миллиардеру Франку Луи. И в этом случае остро критиковалось его поведение - на этот раз гос.прокурором Моше Ладором, который хоть и решил не передавать дело в суд из-за недостатка улик, но сказал резкие слова о недостойном поведении и столкновении интересов.
В сентябре 2007г. взорвалось "дело о доме на улице Кремье". Ольмерта подозревали, что он получил скидку при покупке дома в обмен на продвижение строительных проектов, будучи мэром города. Через месяц юр.советник Мени Мазуз дал указание допросить Ольмерта по подозрениям, что занимая пост министра промышленности и торговли, он незаконно вмешался в принятие решений о "Центре капиталовложений" министерства в проектах, представленных его другом и бывшим партнером по адвокатской конторе Ури Месером. Подозрения включали также незаконные назначения в подчиненном его министерству Управлению малых бизнесов. В итоге дело не было передано в суд.
Прошло меньше года и вспыхнуло новое дело - "конвертов с деньгами". Ольмерта допрашивали по подозрению, что он незаконно получил сотни тысяч долларов наличными от Моше Таланского. Ольмерт утверждал, что деньги предназначались на финансирование его предвыборной кампании. Через несколько месяцев он допрашивался по обвинению в незаконном финансировании частных поездок его и членов его семьи - финансировании, полученном обманным путем от ряда общественных организаций посредством фирмы "Ришон-турс". Следствие вызвало общественную бурю. В итоге Ольмерт был вынужден подать в отставку с поста премьер-министра в марте 2009г.
Через год в окружной суд в Иерусалиме было подано обвинительное заключение по этим делам. В июле 2012г. Ольмерт был оправдан по делу "Ришон-турс", но его зав.канцелярии Шула Закен была признана виновной. Он также был оправдан по делу о конвертах с деньгами, так как не было доказано, что деньги предназначались для его личного использования. По делу о Центре капиталовложений Ольмерт был признан виновным в мошенничестве и приговорен к году тюрьмы условно и к штрафу в 75 тысяч шекелей. Прокуратура подала апелляцию в Верховный суд по поводу оправдания Ольмерта в делах "Ришон-турс" и "конверты с деньгами" и по поводу легкого наказания по делу о Центре капиталовложений. Решение Верховного суда еще не принято.
("Макор ришон" 4.04.2014)
Перевел Моше Борухович
МАОФ