Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
«Ещё один акт «таг мехир» в Иерусалиме! - гремел радиоведущий Малахи Хизкия, открывая новостную рубрику в прошлую пятницу. – На электрическом щитке, что на улице Шальшелет, утром неизвестные оставили надпись чёрным фломастером: «Смерть арабам!»

Ах, до чего мельчают поколения, подумал я. Куда подевались денёчки, когда надо было действительно прилагать усилия? Ведь всего-то неделю-две назад парень, захотевший вызвать бурю, должен был что-то поджечь или хотя бы купить бутылку спрея и распылить на стене граффити. Уж не говоря о том, кому потребовалось поработать, чтобы проколоть шины у джипа комбрига. Ныне чёрный фломастер из школьного пенала уже делает всю работу. А что нас ждёт на следующем этапе? Достаточно написать что-нибудь острым карандашом на ослином ухе в тетрадке – и вот уже Малахи Хизкия, с суровой миной, процитирует эту пустяковину на радио?

Минуточку, минуточку! Это уже второй абзац в данной колонке, а я еще не осудил. Так вот - чтобы внести полную ясность: никогда я не любил типчиков, которые излагают свои идеи на стенах – будь это пацаны «таг мехир», Браславские хасиды, "дембель - ноябрь 98", да и просто те, кто исчеркивают стены в общественных туалетах. И расистов, ненавидящих арабов только потому, что они арабы – их я люблю ещё меньше. Поэтому ясно, что связь одних с другими мне нравится ещё меньше, и именно из-за этого я хочу предложить кое-что, что совершенно истребит это явление в течение месяца. Да, у меня есть решение проблемы, будоражущей страну. Но я хотел бы предостеречь заранее: это очень непросто выполнить. Почти невозможно.

Итак, это делается следующим образом: перестаём говорить об этом. Никаких обзоров, никаких осуждений, никаких фотографий и роликов. От Совета Поселений до Белого дома – молчок! И вот увидите – ни один подросток-шалопай не пойдёт на эти дурацкие выходки (Ах, извиняюсь: на это преступление на почве ненависти!), если уже назавтра никого не взволнует эта трепотня чёрными фломастерами.

Но что делать с другим трепачом, с Амосом Озом? Он-то уже далеко не юнец. От его речи, произнесённой им по случаю его собственного 75-летия, справлявшегося в «Цавте», у меня осталось незабываемое впечатление. Да, и он не любит выражения «преступление на почве ненависти». Только он предпочитает вместо этого употреблять название «нео-нацистские группировки». От неграмотных юнцов, распыляющих свои полуграмотные посылы, у меня нет ожиданий. Но от писателя, считающегося постоянным кандидатом на нобелевскую премию по литературе, я ожидал немного большего. Я даже нашел полный текст его выступления, искал какой-то скрытый глубинный смысл, мораль, аллегорию. Увы… ничего… Таков уровень…

Назавтра я снова был раздражён. На сей раз снова поселенцами Шомрона, подавшими в полицию жалобу на Оза, превратив его из нео-фаната в рыцаря свободы слова. Нет у меня сил для освещаемого в СМИ суда, на котором он изложит свои теории и в итоге выйдет оправданным. Расследования по поводу выражений – это так смехотворно. Да, верно – они обычно левыми против правых, но именно поэтому я не стал бы ожидать от правых, страдающих от этого, действий теми же недостойными методами.

И если мы уже говорим об этом, то удручённость сопровождала меня всю неделю, предшествующую этой. В развлекательной передаче на Галей Цахал вечером в День Независимости один из участников предложил проредить харедимное сообщество посредством поедания их, прибавив к этому, что по существу ему было бы ужасно противно есть этих самых харедим: «Они же такие мутные, по вкусу их кнейделах!» Этот нео-нацистский юмор, разумеется, вызвал бурю эмоций в прессе. И мне кажется, что командир Галей Цахал Ярон Декель лично позвонил, чтобы извиниться перед всеми харедим страны.

По правде говоря, трудно такое извинить, даже невозможно. Да как можно простить само допущение, положенное в основу этой шуточки, будто бы кнейдлах – нечто невкусное! А если всерьёз, то, на мой взгляд, неважное высказывание второсортного ведущего в несущественной передаче в час, когда почти никто не слушает радио - не главное. До чего просто увлечься в этом случае, а еще легче извиниться за это и отмежеваться от этого. Заявления Яэль Дан, к примеру, касательно народа Израиля, Земли Израиля и Торы Израиля, ежедневно в полуденные часы, гораздо проблематичней.

15.05.2014

Перевела Фаня Шифман
МАОФ