Последние нападки на йешивот-эсдер циничны и вызывают отвращение * Выпускников этих военных ешив невозможно упрекнуть вопросом, почему их нет на военных кладбищах * Если уж вовлекать «эсдерников» в тему «равенства в несении бремени, то надо добавить к ним и «Галей Цахаль» (имеются в виду солдаты, проходящие свою военную службу в этой радиостанции, как, к примеру, нынешний министр финансов и лидер партии «Еш Атид» Яир Лапид – прим.перев.), а также и арабов
С моим мировоззрением и моей критикой ешивот-эсдер вряд ли они возьмут меня в свои пиарщики. Я думаю, что «эсдерники» должны проходить более длительную действительную службу, нежели это имеет место ныне. Я думаю, что контроль над происходящим в йешивах должен быть более тщательным и строгим. Я думаю, что должен быть фильтр, не допускающий свободного поступления в йешиву тех, кто намеревается идти этим путём, требующим необыкновенно мощной работоспособности для интенсивного изучения Торы, что дано далеко не всякому. Я думаю, что было бы хорошо, если бы религиозные солдаты были интегрированы в обычные части, а не поступали в организованные и закрытые группы. Я думаю, что во время отпусков, даваемых учащимся-«эсдерникам» во время учебного года, они должны быть в распоряжении армии. Кроме того, я думаю, что главы йешивот-эсдер могли бы с более чистой совестью выйти на общественное противостояние, если бы они сами выступили с инициативой об исправлении части ситуации, а не вели бы себя, подобно рабочему комитету, автоматически отвечающему отказом на любое предложение администрации об урезании бюджета. И всё-таки, несмотря на всё это, если бы сегодня я был бы членом комиссии Айелет Шакед, я бы проголосовал против любых изменений условий в йешивот-эсдер. Не сейчас. И не так…
Почему? Потому что в этой общественной дискуссии, неожиданно родившейся именно сейчас, нет ничего истинного, кроме попытки спланированной атаки на религиозный сионизм. Потому что есть нечто нетерпимое в том факте, что дискуссия об йешивот-эсдер, о системе, вносящей могучий исторический вклад в ЦАХАЛ, в государство, в общество, устраивается параллельно с дискуссией о призыве харедим – как будто это можно сравнивать. Кому-то удалось по-крупному запудрить мозги нам всем. Взять качественную группу, которая мобилизуется в боевые части, составляя их немалый процент, которая отдаёт все силы своей души стране, которая ныне расположена в Кирьят-Шмоне, в Сдероте и Йерухаме (одних из самых проблематичных мест с точки зрения безопасности – прим.перев.) – и поставить её рядом с теми, кто в течение 65 лет наблюдают издали за сражениями и даже не молятся за благополучие наших солдат.
На таком фоне я убеждён, что также если все исправления в аппарате эсдер были бы выполнены в пожарном порядке и если бы гендиректор системы йешивот-эсдер дал бы Оферу Шелаху и Элазару Штерну сформулировать законопроект как они хотят, это не спасло бы систему эсдер от выливаемых на них сейчас помоев. Потому что нет ничего существенного в этих поношениях. Эти политические игры циничны и поэтому вызывают отвращение, что ощущают многие мои единомышленники в вязаных кипах, также критикующие систему эсдер.
Как же это получается? Да очень просто. Те, кто стоят за йешивот-эсдер, не относятся к тем, кого СМИ жалуют. В этом смысле религиозный сионизм конкурент харедим – и те, и другие не относятся к любимчикам прессы. Но когда дуют ветры мира, харедим кажутся не столь опасными. А вот «эсдерники, в отличие от них, - религиозные сионисты, они правые, они «Байт Йегуди», они поселенцы. И не сомневайтесь, немалая доля нынешнего кампейна ведётся из учёта этого вопроса.
Давайте поговорим немного о данных. Мы ведём речь о каких-то 750 молодых религиозных сионистах в год, которые выбирают систему йешивот-эсдер в укороченном варианте. Почти в полном составе они идут в боевые части, но только на 16 месяцев. То есть примерно десятая часть молодых религиозных сионистов, достигающих возраста призыва и идущих в боевые части. Есть ли место для дискуссии и об этих 750 ребятах? Ответ будет положительный. Соответствует ли бурная дискуссия последних недель этому количеству ребят? Разумеется, нет. И далее. Давайте поспорим с утверждением, что не все там учатся на самом деле. Предположим, что из призываемых «эсдерников» есть также и хитрованы, и лжецы, и обманщики, которые не учат Гмару. Знаете что? Предположим даже, что да, есть те, кто проводит время на пляже вместо йешивы, а то и работают, зарабатывают деньги. Ну, и сколько таких? Вперёд! Пришпорьте фантазию, воображение! Смелее! 100? 200? 300? Ну, вперёд! Назовите число! И из-за этого вся история? Столько волнений, возмущений? Чтобы было ясно: если таковые имеются, даже один такой, я первый призвал бы его на 3 года красить заборы в рамках нарядов старшины. Но превращать все йешивот-эсдер в символ коррупции или уклонизма – это уже настоящая наглость.
Интересно посмотреть, как СМИ приспосабливают свои утверждения к очередной жертве. Против харедим всегда вытаскивается карта военных кладбищ. «Почему вас там не видать?» - спрашивают их. Но против йешивот-эсдер такое утверждение, которое еще мгновение назад было главным критерием равенства в несении бремени, отодвигается в сторону по причине своей нерелевантности. Ведь невозможно представить себе корреспондента Галей ЦАХАЛ, который, служа на благо Родины в «Утреннем радиодневнике», спрашивает главу объединения йешивот-эсдер: «Почему мы не видим ваших питомцев на кладбищах?» Ну, разве не так?
Давайте начнём со всех>
Если уж мы занимаемся Галей ЦАХАЛ, признайте, что есть нечто из разряда нереального в том факте, что эта радиостанция позволяет себе обсуждать проблему равенства в несении бремени, а также подвергать критике кого бы то ни было. Это как-то не смотрится истинным. Ведь если говорить о равенстве в несении бремени, так почему надо начинать с харедим и заканчивать «эсдерниками»? Почему бы не начать со всех? Давайте спросим, кто тот лицемер, что готов рассуждать об отсутствии равенства в несении бремени у «эсдерников», но не видит нет проблемы в том, что государство Израиль содержит группу, служба которых в ЦАХАЛе исчерпывается работой на армейском радио. «Равенство»? «Бремя»???
(Прим. перев.: Мой 18-летний внук сейчас учится йешиват-эсдер рава Яакова Ариэля, желает служить в боевых частях. По поводу этой всей шумной кампании он сказал: «Мне непонятна сама постановка вопроса: равенство в НЕСЕНИИ БРЕМЕНИ! Как это так? – то, что в Израиле всегда считалось делом чести и особым правом, теперь называют «бременем»?»)
И вообще, если заголовок этой дискуссии «равенство в несении бремени», потому что «недопустимо, чтобы была дискриминация», потому что «все мы равны», потому что «не может такого быть, чтобы имелись те, кто не вносит никакого вклада», и прочие «бла-бла-бла», тогда как это арабы выпали из всего этого дела? Как получается, что первый, кто освободил их от службы – и военной, и гражданской! - это левые, которые постоянно требуют относиться к израильским арабам как к равным среди равных, не унижая их – они же такие же, как мы! Куда подевалось это равенство сейчас? Может быть, эти левые провозглашают, что, по их мнению, арабы не настолько равны или – не дай Б-г! – не настолько преданны?
Подведём итоги: в тот день, когда радиостанция, телеканал или газеты будут готовы заняться кампейном на тему абсурда, что солдаты в форме работают спортивными корреспондентами в эфире, в чём нет никакой связи с ЦАХАЛом; в тот день, когда кто-нибудь из них займётся обсуждением вопроса: почему арабы могут идти учиться в университеты в 18 лет, а солдат «Голани» вынужден откладывать это дело на 3 года, - тогда я поверю, что у нас имеет место деловое обсуждение. Вот только этого не произойдёт. А поэтому, несмотря на то, что мои основополагающие позиции далеки от «эсдерников», мне в этой борьбе они ближе. Не потому, что они правы, но потому, что они жертвы отвратительного политического кампейна.
("Макор ришон" 21.02.2014)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ