В статье от 23 июля я писала об одном немаловажном способе, с помощью которого Запад помогает Хамасу. Несомненно, есть также много других средств, которыми можно помогать Хамасу. Например, тем, в каком виде масс-медиа описывает происходящее, и тем самым поощряет Хамас использовать тактику «живого щита» (как объяснил это Алан Дершовиц здесь); либо даже повторением прямой лжи Хамаса (как показал Ноах Поллак здесь). Но в редакционной статье «Джерузалем Пост» от 21 июля было достаточно подробно рассмотрено одно важное средство помощи Хамасу, которому до этого уделялось мало внимания, несмотря на то, что оно во многом предопределило то отчаянное положение, в котором оказались мирные жители Газы: неустанное давление Запада на Израиль, чтобы он прекратил ограничивать импорт в Газу товаров «двойного назначения».
В течение многих лет группы по защите прав человека, дипломаты, эксперты и другие лидеры общественного мнения требовали покончить с «блокадой» Газы, и они, в конце концов, добились своего. Особенного упоминания в этой связи заслужил президент Барак Обама; именно он, после того, как Израиль не совсем удачно остановил флотилию, направлявшуюся в Газу, выкрутил Израилю руки и заставил его значительно смягчить контроль над импортом. Давление на Израиль возросло снова, когда в прошлом году Египет ужесточил свою блокаду Газы, вынудив Израиль снять все оставшиеся ограничения на ввоз в Газу таких конструкционных материалов, как цемент и изделия из стали.
Большинство из тех, кто оказывал давление на Израиль в пользу снятия ограничений, искренне хотели улучшить жизненный уровень палестинцев. Устранение ограничений на импорт, уверяли они, позволит жителям Газы построить свои дома, открыть магазины и предприятия, улучшить экономику, что, в итоге, приведёт к повышению уровня жизни палестинцев. Поэтому он отмахивались от предупреждений Израиля, что эти материалы будут использованы не на благо рядовых палестинцев, а для создания террористической инфраструктуры Хамаса.
Сегодня мы знаем, что предупреждения Израиля оправдались на 100 процентов. Как уже отметил Джонатан Тобин, Хамас построил обширнейшую систему подземных бункеров для хранения своих ракет и укрытия своих боевиков. Он также построил сложную систему тоннелей с многочисленными выходами на поверхность на территории Израиля, предназначенных для проведения террористических акций внутри Израиля. На данный момент Армия обороны Израиля обнаружила 28 таких тоннелей, тянущихся на несколько миль каждый, глубоко под землёй, и для их сооружения потребовались сотни тонн цемента и миллионы долларов на постройку – и ещё рано говорить, что обнаружены все тоннели. При этом Хамас не строил ни больниц, ни школ, ни электростанций, ни даже бомбоубежищ, которые служили бы для защиты населения; те подобные сооружения, которые существуют, были либо построены Израилем (когда он контролировал Газу), либо международной общественностью.
Хамас построил большую часть своего подземного «города», используя материалы, которые были доставлены контрабандно из Египта. Но отмена ограничений, проведенная Израилем в прошлом году, безусловно, добавила к этому немало. Кроме того, до этого Израиль соглашался на ввоз большого количества товаров двойного назначения, проводившийся под наблюдением ООН, Западных правительств и международных агентств помощи, которым вменялось в обязанность препятствовать использованию этих товаров Хамасом для создания своей террористической инфраструктуры. Учитывая размеры сети тоннелей, вполне возможно, что Хамас использовал для их строительства и часть ввезённых таким образом материалов – точно так же, он неоднократно устраивал хранилища ракет в школах UNRWA (Агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ – прим. перев.), несмотря на то, что эта организация отрицала это.
Если бы Хамас не был бы в состоянии построить эти тоннели, израильским войскам не нужно было бы входить в Газу, чтобы разрушить их. И если бы израильские войска не находились бы в Газе, сотни палестинцев, раненых и убитых в перестрелках между боевиками Хамаса и израильскими солдатами, оставались бы невредимыми, а их дома, разрушенные от взрыва проходящих под ними тоннелей, оставались бы на месте в целости и сохранности.
Другими словами, требуя от Израиля снять ограничения импорта из самых что ни на есть добрых побуждений, международная общественность помогла Хамасу создать гигантскую террористическую инфраструктуру, результатом чего стала гибель палестинцев и разрушение Газы. Хотелось бы мне знать, все ли палестинцы, потерявшие своих близких или лишившиеся своих домов, считают, что за использованные таким образом тонны цемента, ввезённые в Газу, стоило платить такую цену.
Мне также было бы интересно узнать, выучит ли Запад этот урок. Хамас требует, чтобы одними из условий прекращения огня было бы полное снятие всех налагаемых Израилем и Египтом ограничений на импорт и прекращение израильской морской блокады. Заставлять Израиль согласиться с этим требованием было бы ошибкой. Потому что это продемонстрировало бы Хамасу, что обстрел Израиля ракетами является эффективным средством получения политических дивидендов, а также способствовало бы его усилиям заново отстроить свою военную машину для очередного раунда войны против Израиля.
Опубликовано в журнале Commentary 24 июля 2014 г.,
http://www.commentarymagazine.com/2014/07/24/how-the-west-helped-hamas-build-its-war-machine/
Перевод с английского Эдуарда Маркова
Хайфа, июль 2014 г.