Это лето выявляется как лето протрезвления и единства. Консенсус - индекс нашего национального согласия - простирается от горизонта до горизонта. Против врага сорганизовалась молчаливая демонстрация миллионов решительно настроенных и взявшихся за руки евреев почти из всех политических лагерей за исключением ультралевых. Они требуют предоставить ЦАХАЛю свободу действий. Их боевой дух вдохнул дух в спавшие паруса политического и военного руководства.
Если на первых этапах военных действий Хамас диктовал процессы, то на последующих этапах диктовал наш национальный консенсус. Впервые за долгое время можно говорить о народе Израиля, не впадая в обобщение или анахронизм.
41 год после Войны Судного дня - войны, нанесшей трещину в веру в справедливость нашего пути - народ Израиля понимает, что арабы воюют против нас не потому что мы медлим отказаться от "территорий" - они воюют против нас, чтобы мы отказались. Народ, наконец, понимает, что "палестинцы" не хотят свое государство - они хотят, чтобы у нас не было своего государства. С некоторым опозданием выяснилось, что солдаты погибали в прошлом в Гуш-Катифе, не защищая поселенцев, а защищая Тель-Авив. В противоречии со старым лживым лозунгом "Нам нечего искать там в Газе", именно есть много чего искать: тоннели, ракетные установки, командные пункты Хамаса, огромные склады оружия, их планы терактов.
Вдруг народ понимает, что "размежевание" принесло ему беду и что сделка Шалита граничила с предательством интересов народа. Впервые со времен Ливанской войны есть понимание широких слоев, что солдаты должны защищать граждан, а не наоборот. Тыл готов терпеть. Общественная реакция на тяжелую кровавую цену, которую платит ЦАХАЛ, сейчас более взвешенная. Это уже не закабаляющая боль, как в прошлом, это плодотворная и закаляющая боль. На определенном этапе даже ХАМАС поймет это. Хамасовские "эксперты по Израилю" провалились в этой войне.
Повторная трансляция
Через несколько дней после начала 2-й Ливанской войны заявил тогдашний премьер-министр Эхуд Ольмерт, что "война даст толчок плану иткансут" (прим.перев. - отступлению из Иудеи и Самарии, мол, будет легкая победа и новое отступление не страшно). Среди резервистов почти вспыхнул бунт. Через день-два премьер-министр был вынужден извиниться - очень редкое явление в израильской политике вообще и в жизни Эхуда Ольмерта, в частности. Сразу после войны он окончательно отказался от этого дурацкого плана. 2-я Ливанская война не дала толчок "иткансуту", а похоронила.
Но, как сказал царь Соломон, "Как пес возвращается к блевотине своей, так глупый повторяет глупость свою" (Притчи, 26:11) Не успел ЦАХАЛ поставить ногу в секторе Газы, как сокращающемся блоке придурков начали бурлить идеи: как направить войну в сторону новых отступлений. Постоянные представители "палаты номер 6" советуют победить Хамас и занять Газу только, чтобы поскорее передать ее Абу-Мазену. Депутаты от Аводы и вечные телекомментаторы гарантировали и гарантируют из-под каждого свежего микрофона, что как только Абу-Мазен станет хозяином Газы, мы сможем жить в счастьи и радости.
Они, видно, забыли, что идея передачи Газы Абу Мазену была испытана в прошлом - и без успеха. "Зиц-председатель" ПА уже получал Газу из рук Израиля. Летом 2005г. оттуда вышли последние израильские солдаты и передали ему ключи. Передали не Исмаилу Хание, а Абу Мазену. Это не воспрепятствовало обстрелу Негева "касамами" и захвату Газы Хамасом спустя полгода. Все плохие вещи, происходящие сейчас, начались уже тогда, лишь усовершенствовались с тех пор.
С тех пор "зиц-председатель" лишь состарился. Трудно предположить, что теперь он будет сильнее или решительнее по отношению к Хамасу. Если ЦАХАЛ вновь займет Газу (в этом или следующем круге), нельзя передавать ее Абу Мазену или другому бандиту. Бригада Голани - не пушечное мясо главарей Фатха. Солдаты Гивати - не наемники Саиба Ариката. Наши войска - самая надежная гарантия безопасности Израиля. Мы не нуждаемся в продажных, склонных к предательству субподрядчиках. Из всех испытанных в последнем поколении альтернатив самой лучшей была израильская власть в Газе.
Тяжелая война
Переводчик фильмов Ерусалим Сегаль (мой родственник) прожил долгую жизнь. Он родился в Сибири в конце 19 века и умер в Тель-Авиве в конце 20-го. Я помню его как жизнерадостного еврея. Когда я посетил его на старости, он сказал, что у него болит нога: "Это от ранения под Туль-Каремом", - объяснил. Уловив, что я не понимаю, как он может быть связан с боями возле Туль-Карема, он добавил: "Я был ранен там в Первую мировую". Это был потрясающий урок по прикладной хронологии. История не такая далекая, как кажется иногда. Вот сидит передо мной еврей, принимавший участие в той вроде бы далекой войне за темными горами календарей, и нога все еще здесь и сейчас болит у него из-за той войны.
Его младший брат - Цион - умер в Тверии вследствие страданий от той войны, на следующей неделе исполнится 100 лет с ее начала. Точное местонахождение его могилы неизвестно, потому что большая смертность того военного времени не позволяла упорядоченные похороны. Моей прабабушке Фриде "повезло" - она была похоронена на кладбищенском участке изгнанных турками из Тель-Авива в Кфар-Тавор. Участок и могилы упорядочены до сегодняшнего дня. Насколько мне известно, она умерла от голода. Многие умирали тогда от голода и болезней. Исследователи полагают, что примерно 25 тысяч евреев Эрец Исраэль умерли тогда - 30% тогдашнего еврейского населения Земли Израиля. Во всех войнах государства Израиль со времени его воссоздания, вместе взятых, погибло меньше евреев.
Новый том журнала "Оливковая ветвь и меч", вышедший на этой неделе, занимается загадкой общественного отторжения той тяжелой кровавой цены. Во вступительной главе пишется, что "сознание не воспринимает, почему смерть трети населения тогдашнего ишува в Первую мировую войну погрузилась в пучины забвения". Писатели того поколения полностью игнорировали ту тяжелую катастрофу.
v
Современный исследователь Нир Ман указывает, что большинство умерших (15 тысяч!) относились к старому и "отсталому" ишуву в Иерусалиме, кормившемуся, в основном, из денег "халуки" (прим.перев. - деньги, собиравшиеся еврейскими религиозными общинами во всем мире для евреев на Святой Земле). Он предполагает, что забвение следовало из отчуждения. Их смерть не давала причину для национальной гордости (в отличие от гибели бойцов Еврейского легиона). "Половина "людей халуки" околели до прихода англичан, с нас хватит оставшейся половины", - эту ужасную фразу написал Жаботинский своей жене в 1918г. И Хаим Вайцман, мягко говоря, не печалился горько из-за судьбы умерших. В том же году в письме жене он выразил свое отвращение от "примитивного и фанатичного" образа жизни евреев Иерусалима и ни единым словом не помянул их свежую беду.
Бен-Гурион, Вайцман, Жаботинский и другие лидеры нового ишува хотели посвятить национальные усилия после той войны восстановлению, а не увековечиванию. Видно, опасались, что чрезмерное фокусирование на беде отпугнет тогдашних новых репатриантов. Задача по увековечиванию погибших была отложена до лучших времен и тем временем они были забыты. Так получилось, что на территории Израиля есть 2 памятника туркам, погибшим в ту войну, 9 памятников британцам, масса улиц Алленби, и только для погибших евреев, по словам Нира Мана, "нет памятника и памяти в государстве Израиль". В воззвании к новому президенту он просит установить для них памятник на горе Герцля, "вместе со всеми умершими Сиона и Иерусалима".
("Макор ришон" 25.07.14)
Перевел Моше Борухович
МАОФ