Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Накопившееся у Нетаниягу огорчение вырвалось на 7-й неделе операции "Несокрушимая скала" в виде ряда заголовков в СМИ. Верхушка ЦАХАЛя, опасавшаяся решительных действий в Газе, рекомендовала ему смягчить позицию на переговорах в Каире

Согласно рейтингу телепередач, два с половиной граждан сидели позавчера у телевизора и ожидали услышать, какая судьба постигла Мохаммеда Дейфа и до каких пор будут терпеть ракетные обстрелы из Газы. Ответом на 2 эти вопроса была остро-кисло-горькая атака на членов военно-политического кабинета. Целью были не только Авигдор Либерман и Нафтали Беннет, но и Ципи Ливни, противящаяся переговорам с Хамасом, и Яир Лапид, инициирующий международные конференции. Ни у кого из министров не было иммунитета от критики со стороны Биньямина Нетаниягу.

Политика всегда интересует людей и сливы информации из заседаний кабинета - это плохо, но не из-за этих причин глава правительства решил выступить с речью к народу во время военных действий. Если пропустить через сито справедливую критику за смешение министрами вопросов безопасности с Фейсбуком, политикой и выборами, то останется много воздушной пены и мало ответов.

Ладно с вопросом, что сталось с Дейфом, - решение похоронено под 3 этажами развалин. Но Нетаниягу увильнул от вопроса: поддерживает ли он ликвидацию Хамаса или только его ослабление ("Я не отказался от этой идеи"), от вопроса: продолжит ли он пустые переговоры в Каире или отменит их ("Есть различные варианты"), от вопроса: углубит военную операцию или будет стремиться к ее оконачанию ("Вернем тишину Югу").

Накопившееся у Нетаниягу огорчение вырвалось на 7-й неделе операции Несокрушимая скала в виде ряда политических заголовков. Они выражают распространенное мнение, что нынешнее правительство заканчивает свою каденцию. Слушавший Нетаниягу задавался вопросом: сделает ли он это сам?

И все же усилия приписать Нетаниягу намерения занять Газу, подписать договор с Абу-Мазеном или развалить Ликуд игнорируют базовые данные человека, возглавляющего партию Ликуд - фактически израильскую консервативную партию. Одной из основных идей консерватизма является сохранение существующей ситуации и подозрительность по отношению к большим переменам: Нетаниягу не особенно полагается на армию (об этом в продолжении); полагает, что нынешний арабский черт менее ужасен, чем тот, которого он еще не знает; и предпочитает оставаться в партии, которая трижды приводила его к посту премьер-министра, по сравнению с авантюрой, которая продержится одну каденцию. По словам старой поговорки, консерваторы готовы перевернуть мир, чтобы он оставался таким, как он был.

Поэтому, насколько это зависит от Нетаниягу, не будет наземной операции в Газе, отступления в Иудее и Самарии и новой партии во главе с ним. Но также, как заявил Хамасу, что занятие Газы на повестке дня, так он заинтересован сказать политическим соперникам, что у него есть другие опции. Поэтому он говорил о "новом политическом горизонте", подмигивая влево, и бросил намек о новых выборах. Острый мессидж, согласованный с министром обороны, - это предупредительный сигнал товарищам по партии и по правительству, чтобы не слишком хулиганили, а то он оставит их. Это его политическая мобилизация резервистов. Повлияло ли это на ликудников? Не обязательно. Через полчаса после пресс-конференции члены ЦК получили СМС от премьер-министра с линком на видеоролик. Тот, кто намеревается вскоре покинуть дом, не занимается ухаживанием.

Проблема в армии

Следующие слова об армейской верхушке сказаны человеком с большим армейским опытом, бывшим в центре принятия решений во время нынешней военной операции. Стоит послушать именно потому, что они вызывают тревогу:

1. Армией овладел страх победы в войнах. Когда-то, во время 1-й Ливанской войны, армия перестала верить в старые западные войны, в который разламывают центр тяжести врага, а вместо этого прилепилась к аморфному термину "сдерживание", "устрашение". Вместо победы ищут "картину победы" и вместо того, чтобы убеждать кабинет начать наземную операцию, убеждают в обратном.

2. ЦАХАЛ путает тишину с устрашением. Между Войной на истощение (1970г.) и Войной Судного дня было 3 года тишины, но египтяне не были устрашены. Т.е. иногда тишина указывает на устрашение, но иногда - наоборот.

3. Презентация о занятии Газы, представленная кабинету, выражала это настроение армейской верхушки. Там использовали выражение "кратное Саджаие": если при занятии предместья погибли 20 солдат, то при занятии всей Газы погибнут сотни. Согласно этой логике, форсирование Суэцкого канала в 1973г. должно было стоить жизней 10 тысяч солдат - "кратно бою у Китайской фермы". Этот сценарий-страшилка оторван от действительности.

4. Чтобы воздержаться от наземний операции, на протяжении 6 недель армейская верхушка утверждала, что устрашение достигнуто и Хамас просит о прекращении огня. Получив эту информацию министры кабинета каждый раз были удивлены заново тем, что враг продолжает стрелять и не спешит идти на компромисс. Эти сердечные пожелания армейской верхушки нанесли Израилю серьезный ущерб на международной арене.

5. Но с точки зрения армейской верхушки, в тот момент, когда было достигнуто "устрашение" и разрушены тоннели - армия сделала свое дело. Соглашение и урегулирование не интересует их. Поэтому только на последней неделе военной операции были осуществлены существенные точечные ликвидации главарей террористов.

6. Так на заседании в прошлую пятницу высокопоставленный офицер объяснил министрам, почему они должны принять особенно проблемный черновик соглашения, переданный нам египтянами. "Мы так сильно ударили по Хамасу, что они отчаянно нуждаются в каком-то достижении, чтобы согласиться на прекращение огня, поэтому стоит предоставить им какое-то достижение", - юлил высокопоставленный офицер. Один из министров саркастично предложил, что если так, то пусть в следующий раз ЦАХАЛ постарается не достигать таких успехов.

Более базовая проблема: высшее руководство армии - средненькое. Новая израильская мечта - хай-тек и медицина, а не командование в полевой форме. Нынешний нач.генштаба слишком бледный, но не слишком отличается в этом от предыдущего. Последним блестящим начальником генштаба был Эхуд Барак. (прим.перев. - который став министром обороны, подбирал серостей с левыми политическими взглядами) Премьер-министр Шарон приклеил как-то одному очень высокопоставленному офицеру кличку "птичьи мозги". Это было оскорбительно и не точно, но отражало огорчение Шарона от деятельности армии - огорчение, окутывающее теперь всех министров военно-политического кабинета без исключения.

("Макор ришон" 22.08.2014)


Перевел Ханан Фридман
МАОФ