Израильские порты были построены для гражданских нужд. Порт Газы предназначен обслуживать хамасовскую военную машину * Выдвижение его первой темой на переговорах в Каире говорит о плохом чувстве юмора
Интересно, что подумала бы Лея Гольдберг о переговорах в Каире между Израилем и Хамасом? Требование Хамаса о создании порта в Газе ассоциируется с "Песней порту", опубликованной поэтессой в 1938г. по случаю открытия другого порта - несколько севернее - на побережье Тель-Авива: "Ле-мерхаким мафлигот а-сфинот. Элеф ядаим поркот ве-бонот. Ану ковшим эт а-хоф ве-а-галь. Ану боним по намаль". (Корабли отплывают вдаль, тысячи рук разгружают и строят. Мы подчиняем побережье и волны, мы строим порт)
Евреи Тель-Авива построили свой порт, потому что арабы из Яффо противились экспорту еврейских цитрусовых. Он считался важнейшим предприятием по пути к суверенитету, но в первую очередь он предназначался быть портом, как любой порт в мире. Для морских коммуникаций и торговли. Он должен был служить миру, а не войне.
Через десятки лет после Гольдберг Номи Шемер написала песню о другом порте: "Махар, улай, нафлига бисфинот михоф Эйлат лехоф Шинхаф ве-аль а-машхетот а-яшанот ятину тапухей захав". (Возможно, завтра мы отправимся на кораблях из Эйлатского порта в Берегу слоновой кости, а на старые эсминцы погрузят апельсины). Архитекторы Газского порта планировали превратить грузовые корабли в эсминцы. Если бы они хотели порт для гражданских нужд, то уже давно был бы у них порт. Даже правое израильское правительство не торпедировало бы такую их мечту. Они могли бы экспортировать апельсины и импортировать стиральные машины и телевизоры. Введенная в 2005г. блокада Газы вытекает из обоснованного опасения, что главной отраслью импорта и экспорта будут средства войны. Правители Газы завезут ракеты через тоннели и будут "экспортировать" их нам по воздуху. Поэтому нет никакой логики в идее разрешить им построить порт. Видя, что они делают с тоннелями, не трудно представить, что сделают, если у них будет порт.
Первый мешок с цементом, привезенный через Тель-Авивский порт, был выставлен как экспонат в музее - вечное напоминание о создании порта. Мешки с цементом, ввезенные в Газу после "размежевания", служили для укрепления тоннелей. Это то, что воодушевляло власти Газы и жителей сектора, приведших самым демократическим образом к власти Хамас. Главной задачей газаватов была и остается война против Израиля. Не строительство, не развитие, не порт - война.
Если позволим им создать порт в Газе, его главной целью будет контрабанда оружия, потому что у газаватов нет другой цели, кроме войны. Нет причины, чтобы мы способствовали этому или хотя бы обсуждали возможность этого. Требование создания порта в Газе - это просто анекдот - с международной инспекцией или без нее. Уж гораздо логичнее, чтобы Хамас потребовал ядерный реактор - разумеется, для мирных целей.
Силой, только силой
В вечерней сводке новостей во вторник сообщила дикторша BBC - сразу в начале сводки - что жители Газы вновь массово бегут из своих домов из-за возобновления боев. Затем сообщили о бомбежках израильских ВВС. И только в конце упомянули, что в полдень палестинцы обстреляли ракетами Израиль.
Разумеется, порядок должен был быть обратным: в начале надо было сказать, что палестинцы нарушили прекращение огня, а израильтяне отреагировали воздушным ударом и вследствие этого жители покидают свои дома. Но BBC не хочет, чтобы мы выглядели правыми. BBC жертвует профессиональные принципы на жертвенник идеологии.
И генсек ООН Пан Ги Мун, опубликовавший озабоченное заявление по случаю возобновления боев, не позаботился указать, что палестинцы выстрелили первыми. Он лишь призвал "обе стороны" вернуться к столу переговоров.
Это приводит в отчаяние, но, с другой стороны, приводит мысли в порядок. У нас просто нет выбора, кроме как бить Хамас со всей силой. Если мир так прохладен по отношению к нам даже, если арабы стреляют первыми по нам перед телекамерами, то нам нельзя тратить еще время в попытке быть приятными. Парадоксальным образом гои могут начать симпатизировать нам именно, если мы будем бить Хамас без оглядки.
Расовая теория
Так много гнева и критики - слева и справа - вылилось на этой неделе на Бенци Гофштейна (организатора демонстрации напротив зала, в котором проходила "интернациональная свадьба"), что, с вашего позволения, я освобожу себя от этого ритуала. Сомнительно, что был другой путь протестовать против этого фестиваля ассимиляции. В конечном итоге и суд признал легитимность демонстрации протеста, не говоря уже об отце невесты, выразившего свой протест в духе Тевье-молочника и отказавшегося признать брак дочери с шейгецем.
Может, и Тевье-молочник - расист? По мнению подавляющего большинства жрецов религии морали здесь, да. Они уже не различают между кричащими "смерть арабам" и противниками ассимиляции и приклеивают всем ярлык "расизма". Поиск в Google на иврите дает 160 тысяч употреблений слова "расизм" по сравнению с 73 тысячами "жестокость", 52500 "глупость" и 22000 "преступность".
Президент Ривлин, разумеется, знающий историю обвинений в расизме и исторический смысл этих обвинений, также бросил это популярное ругательство в противников смешанной свадьбы. "Насилию и расизму нет места в израильском обществе", - написал президент Ривлин в Фейсбуке. Израильский институт демократии начал сбор подписей под воззванием "против проявлений насилия и расистских высказываний в последние недели, в основном, в отношении арабских граждан".
А что с проявлениями расизма по отношению к евреям? - Нет такого, просто нет. Даже если еврей становится жертвой враждебных действий на неционалистической почве, это не определяется как расизм. Израильский лексикон не знает явления арабского расизма по отношению к евреям. Арабские враждебные действия объясняются состоянием войны и описываются как "теракт", нападение", "нарушение порядка". Формирующие политический лексикон в стране не видят связи между между классическим антисемитизмом/фашистским расизмом и арабской ненавистью к евреям. Так получается, что тысячи ракет из Газы взрываются здесь, но главы Израильского института демократии заявляют, что большая часть расистских деяний "в последние недели" произошли "в основном, в отношении арабских граждан".
Принцип прост: если араб нападает на еврея - это из-за "оккупации" или накбы, или земельного конфликта. Но если еврей нападает на араба - это из-за расизма. Не приходит в голову, что и всплески еврейской враждебности к арабам как-то связаны с ближневосточным конфликтом, а не с расовой теорией.
Демонстрация на этой недели против "интернациональной свадьбы" не связана с ближневосточным конфликтом, но и не связана с расизмом. Демонстрировавшие напротив зала в Ришон Леционе противятся любому браку еврая с гойкой или еврейки с гоем, потому что это ассимиляция. Часть из них, возможно, не утонченно выражаются, но подавляющее большинство из них - не расисты. Приклеивание расизма каждому правому - глупо, особенно на фоне простительности по отношению к антиеврейской атмосфере среди арабов.
"Я верю в любовь", - разглагольствовал на этой неделе Ахмед Тиби и удостоился рукоплесканий. Он уже годы призывает к созданию палестинского государства "юденрейн", но ни разу не обвинялся в расизме или антисемитизме. В его глазах и, возможно, в глазах Израильского института демократии он вообще своего рода Джон Леннон.
("Макор ришон" 22.08.14)
Перевел Яков Халфин
МАОФ