Мы сидели за уличным столиком кафе на улице Арлозоров в Тель-Авиве. Официантка подала маленькие пиццы. Когда назначалась встреча, мы не знали, что это будет “Белая ночь” в Тель-Авиве. (Прим. переводчика: речь идет о фестивале) Людская река текла по тротуарам, выплескиваясь на проезжую часть, в поисках “чего нового”, в поисках смысла, которого там нет.
Я подумал про себя, как это странно, что тот, кто убежал в большой город от всяких приемных комиссий и комиссий по культуре приграничных поселений, так рьяно отдается креативщикам из муниципалитета.
Они ведь на полном серьезе не идут спать этой ночью, потому что так предписала комиссия по культуре (или что там у них) тель-авивской мэрии.
Много лет назад я заметил это явление — в Нью-Йорке.
Была там тогда такая странная мода обувать кроссовки в метро, а солидные туфли вешать связанными на шею и надевать их только перед входом в офис. И вот вдруг все стали следовать этой дебильной манере. Куда ни повернись, увидишь бизнесмена, одетого с иголочки с кроссовками на ногах, а дорогие блестящие туфли висят на шее…
Потом это сменилось на “новое веянье”, и теперь все неукоснительно следовали ему.
Урбанистическое пространство, призванное олицетворять собой пик индивидуализма, — оно лишь оболочка поиска смысла. Голода по смыслу.
Напротив нас, совершенно случайно, сидела молодая приятная тель-авивская пара. Им по 28, женаты год, он инженер, она график, мы никогда раньше не виделись.
Разговорились, она беседовала с Ципи, он — со мной.
“Я ничего не понимаю в политике”, — сказал молодой человек.
“Ты, конечно, голосовал за Лапида”, — сказал я.
Парень поерзал на стуле от неудобства, как будто застигнутый с поличным: “Как ты догадался?...”
”Ну вот посмотри, я хожу на армейские сборы в боевых частях, каждый год месяц сборов в Газе, каждые два года война, друзья гибнут, сколько же можно?...” “Я хочу чего-нибудь нового, чтобы не левые и не правые, чтобы решили проблему…”
“Какая связь?» — думал я про себя. Человек пытается объяснить мне, да и себе, почему он проголосовал за Лапида, и приводит мне причину, в которой нет ни малейшего намека на связь с его выбором! Что, у Лапида есть какая-то таинственная программа установления мира? Лапид добьется успеха там где Перес, Рабин, Барак, Ольмерт и Шарон потерпели крах?
Так почему же он голосовал за Лапида? И как я догадался об этом так просто?
Потому что молодой израильтянин, как та людская река, что обтекала нас, ищет смысл. И как та комиссия по культуре поселения или муниципалитета, Лапид его предоставляет, как будто бы…
Какой смысл предлагает Лапид?
Лапид - это “Белая ночь”, “сникеры” на шее, такая преходящая мода, вырастающая на потребности в смысле.
Умом каждый понимает, что нету здесь никакого ни смысла, ни чего-то нового, ни какой-то возможности по сути что-либо изменить. Однако, в отсутствие иного идеала, “новое веянье” дает иллюзию смысла на мгновение.
Поэтому я сразу и понял, что парень голосовал за Лапида.
Беда в том, что мгновение иллюзии все тянется и тянется. Отсутствие цели у других партий усиливает этот процесс. В конце концов Лапид еще станет главой правительства, и это вправду будет катастрофа.
Потому что Нетанияху чемпион мира по созданию впечатления энергичного стремления к… А пока ничего не происходит. Лапид же говорит нам, что мы уже достигли цели.
Нетанияху не отвечает на вопрос: “Что?” Он занимается вопросом “Как?”
Лапид гораздо опаснее, потому что он дает ответ на вопрос: “Что?” — и ответ этот: “Я”.
По Лапиду, смысл нашей жизни здесь — это “израильскость”, успешность, блеск, панибратство и Лапид. Ничто, обернутое в будто бы смысл, блестящий и соблазнительный.
Ты появляешься на экране, следовательно, ты существуешь.
А когда это все встретится с реальностью, он пустится во все тяжкие, чтобы доказать свое. Ущерб, который он причинил, будучи министром, поблекнет по сравнению с тем, что он наделает в качестве главы правительства. Он будет метаться между ярым социализмом и диким капитализмом (в зависимости от того, что идет на экране на данный момент), между безумным размежеванием в стиле Шарона и напрасными войнами, между искоренением всех еще оставшихся ценностей и выхолощенными разглагольствованиями о еврейской самоидентификации.
И этот симпатичнейший молодой человек, сидящий передо мной, проголосовал за него.
И если для него не найдется альтернативы в виде настоящего смысла, то к нему присоединятся еще многие, и тогда Лапид на самом деле станет премьер-министром.
05.07.2015
https://www.facebook.com/MFeiglin.ru