Несмотря на то, что и раньше в домах клана Давабше из Кафр-Дума были несколько таинственных поджегов, силы безопасности упрямятся продолжать арестовывать евреев с помощью ордеров об административных арестах * Не надо поражаться тому, что вскрылась тайная комиссия по фильтровке судей. Уже давно известно, что комиссия по назначению судей является резиновой печатью системы
Министерство обороны в отчаянии от беспомощности полиции и ШАБАКа в ликвидации явления "таг мхир". Еврейский отдел ШАБАКа и созданное в последние годы спец.подразделение по борьбе с националистической преступностью в Иудее и Самарии (вместе с таким же подразделением в Иерусалимском округе) записали на свой счет смущающие достижения по этому вопросу. Отговорка ШАБАКа заключается в том, что ему не позволяют свободу действий на допросах подозреваемых-евреев. Правда заключается в том, что за исключением тех методов, которые позволены ему в случаях допросов террористов, определяемых как "тикающая бомба" (прим.перев. - т.е. надо в течение нескольких часов не выжать из них имеющуюся информацию об их подельниках, готовящих теракт), ШАБАК получает свободу действий против подозреваемых-евреев; и он воздерживается от применения всего арсенала воздействия не только из-за громадной общественной цены, которию заплатит, но, в основном, из-за того, что действия "таг мхир" - это не "тикающая бомба". Это, в основном, граффити, возможно, вандализм, который в крайних случаях сопровождается поджегом. Даже если сейчас основное подозрение, что активисты "таг мхир" ответственны за трагедию семьи Давабше в Кафр-Дума, то, скорее всего, был поджег без намерения убийства.
Полиция и ШАБАК затрудняются в раскрытии "таг мхир", в основном, по технологическим причинам. В последние годы полиция и ШАБАК полагаются, в основном, на технологию. Страна покрыта телекамерами наблюдения различных предприятий и учреждений, а также телекамерами дорожного движения. Мобильные телефоны документируют каждый наш шаг и каждую беседу и с легкостью превращаются в послушивающее устройство. Наша интернетовская история показывает наши интересы, круг знакомых и привычки. Следователи все больше полагаются на оставляемые нами дигитальные следы.
Хороший пример - раскрытие поджега чердака церкви хлебов и рыб на севере. Посредством сети телекамер дорожного слежения следователи смогли проследить маршрут автомобиля подозреваемых в поджеге до заправочной станции в Латруне - на расстоянии 100 км от Кинерета, где они наполнили бутылки керосином.
Таких преимуществ нет у полиции, действующей на открытых пространствах Иудеи и Самарии. И в случае израильских граждан у ШАБАКА нет возможности воспользоваться потенциалом армейских развед.подразделений и их технологиями, служащими глазами и ушами на этих пространствах. Остаются старые добрые методы следствия, в которых полицейские уже не так разбираются.
Поэтому в министерстве обороны с радостью набросились на трагедию в Кафр-Дума. После краткой подготовки общественного мнения трое были взяты под полный административный арест, а на этой неделе были розданы ордера, запрещающие нахождение в Иудее и Самарии или обязывающие находиться дома в ночные часы. В организации "Хонену" (занимающейся юридической помощью правым еврейским активистам) насчитали не менее 16 административных ордеров, изданных после поджега дома Давабше. В министерстве обороны решительно настроены продолжать эту политику административных арестов вплоть до очищения местности от всех подозреваемых в деятельности "таг мхир". Что не пройдет открытый уголовный суд, пройдет через административный арест.
Очистке местности от активистов "таг мхир" посредством метлы административных арестов угрожает шанс, что выяснится, что не евреи привели к трагедии в Кафр Дума. В этом случае общественное мнение будет гораздо менее терпимым к аресту израильских граждан без суда. На этой неделе возникло такое подозрение, когда вновь был поджег в доме клана Давабше - из ближайших родственников семьи, чей дом сгорел ранее. Вначале полиция ПА постановила, что речь идет о поджеге и возложила ответственность на "поселенцев или арабских коллаборационистов, подосланных израильской армией". Позже, когда стало ясно, что такая установка приведет к расследованию израильской полиции, арабы уже говорили об электрическом замыкании. Так или иначе, это разговоры лишены смысла - ведь в полиции ПА нет специалистов по расследованию поджегов.
Разумеется, в израильской полиции подумали, что расследование дополнительных случаев ночных поджегов дома клана Давабше может пролить свет на обстоятельства предыдущего поджега. Но мин.обороны - суверен в Иудее и Самарии - предотвратило расследование. И журналистов, желавших покопаться, попросили прекратить. Журналист Боаз Голан из новостного сайта 0404 не сдался. Он поковырялся в переписке (на арабском) в Фейсбуке сельчан из Кафр-Дума в последние месяцы и обнаружил, что поджеги последнего месяца были далеко не первыми, постигшими семью Давабше. Выясняется, что в последнем феврале был похожий ночной поджег одной из квартир в доме. Также кто-то поджег автомобиль одного из челов семьи Давабше. Надо полагать, что обнаруженное Боазом Голаном в ШАБАКе знают давно.
Берут полномочия в руки
Две недели назад Кальман Либскинд в газете "Маарив" и Ревиталь Ховель в газете "Гаарец" вскрыли существование тайной комиссии по фильтровке судей. Бывшая председательница Верховного суда Дорит Бейниш назначила в свое время двух своих подружек: бывшую судью окружного суда Орит Эфаль-Габай и бывшую судью Верховного суда Эдну Арбель - отфильтровывать судей - кандидатов на повышение еще до представления их кандидатур в комиссии по назначению судей. В сущности, во многих случаях имена судей, подавших просьбы на повышение (прим.перев. - из городского суда в окружной или из окружного в Верховный), вообще не дошли до стола комиссии по назначению судей, поскольку подружки Бейниш отфильтровали их. Эта фильтрующая комиссия не предусмотрена законом или постановлением, и о ней не знал никто, кроме руководства судебной системы.
Потрясенные этим открытием были потрясены тем, что комиссия по назначению судей, в которую входят 2 министра и еще 2 депутата Кнессета, по сути служит печатью комиссии из двух бывших судей, действующей без законных полномочий и в темноте. Но в этом нет ничего нового. В значительной степени комиссия по назначению судей служит печатью не только в случях продвижения, но и во многих случаях назначения новых судей.
Институт повышения квалификации судей был основан в 1984г. с целью предоставить судьям ежегодные курсы повышения квалификации (каждый судья имеет право на 7-дневный курс), но постепенно центр тяжести работы института сместился с квалификации к отфильтровке адвокатов, желающих стать судьями. Институт предлагает кандидатам предложение, от которого невозможно отказаться: 7-дневный курс с проживанием в гостинице, по итогам которого он передает в комиссию по назначению судей рекомендацию с указанием соответствия кандидата на должность судьи. Эта процедура логична, но не определена законом и всеми этапами руководят представители судейской верхушки. Так министры и депутаты выбирают из тех, кто ранее был отобран судьями.
В том, что судебная система действует вне компетенции, нет ничего нового. Административное право отличается от частного тем, что частному человеку можно делать все, что не запрещено законом, а административной системе запрещено делать что-либо, что прямо не разрешено законом. Именно поэтому БАГАЦ запретил гос.судам заниматься алиментами. Нет закона, запрещающего это, но и нет закона, дающего им полномочия, поэтому они не имеют права делать это.
Но во всем, что касается самой судебной системы, этот принцип забывается. Бейниш - не первая, создающая механизм, не имея на то полномочий. Ей предшествовали судьи Верховного суда, создавшие форум, в котором судьи за своих кандидатов в Верховный суд, - это голосование обязывает 3 представителей Верховного суда в комиссии по назначению судей. Другой пример - "пред-БАГАЦевское" учреждение в прокуратуре, где работники минюста дают указания государственным служащим как действовать в соответствии с мировоззрением работников минюста. Эти наставления также не предусмотрены законом. То же и в отошении ведомства юр.советника правительства.
А тем временем в Негеве
Пока все взгляды обращены в сторону нарушений закона в Иудее и Самарии, бедуинская анархия на юге лишь усиливается. Небольшой пример - из обвинительного заключения, поданного на этой неделе против Салема Абу Кафа. Согласно обвинительному заключению, он прибыл подвыпившим к одному из магазинов в индустриальной зоне возле Беэр-Шевы и попросил 4 бутылки пива. Услышав цену, он начал кричать и ругать продавца и потребовал скидку. Получив отказ, он захотел увидеть владельца магазина и заявил, что если не получит скидку, то позаботится о "хава" - так бедуины называют внесение магазина в список обязанных платить протекшн.
Владелец магазина не поддался угрозам. Абу Каф вернулся через 2 часа и потребовал пиво бесплатно, заявив, что теперь во время каждого визита ему должны будут давать несколько бутылок бесплатно. Владелец магазина вновь отказался. Через 2 часа Абу Каф вернулся с несколькими типами в масках с дубинками, которые избили одного из продавцов.
В ведомстве юр.советника правительства еще не создан спец.отдел по борьбе с правонарушениями бедуинов.
27.08.2015
Перевел Яков Халфин