Если американцы угрожали Нетаниягу, чтобы он не строил в Иудее и Самарии, почему он не вскрывает эти угрозы публично - как он энергично действовал в иранском вопросе?
Одно из утверждений, высказываемых канцелярией главы правительства в оправдание замораживания строительства в Иудее, Самарии и Иерусалиме, - что существует ультиматум президента США Обамы по этому вопросу, согласно которому если Израиль разрешит строительство в поселениях, то США не наложат вето на французское предложение, постановляющее, что поселенчество незаконно. Отсюда следует, что неверно, что премьер-министр не хочет разрешить строительство - он не может сделать это.
Но насколько в самом деле Биньямин Нетаниягу хочет строить в Иудее и Самарии? Его действия в прошлом не свидетельствуют об избытке мотивации в этом вопросе. В своей первой каденции он передал Хеврон и подписал соглашение Уай. То правительство приняло "решение 150", обусловившее любое строительство в Иудее и Самарии прохождением 5 инстанций и в каждой должна быть подпись министра обороны. Это решение превратило любое разрешение на строительство в муки в лучшем случае и в невозможное в худшем и наиболее распространенном варианте. Речь идет о драконовском указании, которого не было даже при правительстве Осло Рабина и Переса.
В своей первой каденции - до угроз Обамы - Нетаниягу вел переговоры об отступлении с Голанских высот. Летом 2010г. вновь начались переговоры о мире с Сирией и отступлении с Голан при американском посредничестве. Лишь "арабская весна" остановила их продолжение.
Сразу после своего избрания в 2009г. Нетаниягу произнес Бар-Иланскую речь, в которой впервые выразил поддержку идее "палестинского государства". Был ли он обязан заявлять это? Учитывая обязательства предыдущих премьер-министров, он мог ограничиться заявлением, что хоть и существует израильское обязательство, но его надо обусловить оговорками, затормозив всякое продвижение к реализации идеи, учитывая подстрекательство и нарушение договоров со стороны руководства ПА - а примеров в избытке. На протяжении каденции Нетаниягу в США проходили 3 избирательные кампании по выбору президента и Конгресса, что нейтрализовало потенциал давления со стороны Обамы. Эти периоды были использованы для введения санкций против Ирана, но не для строительства в Иудее, Самарии и Иерусалиме. Почему?
Нетаниягу сотрудничает с ПА, и это дает преимущества: смертельный страх Фатха от Хамаса бросает его в объятия Израиля и превращает Фатх в субподрядчика ЦАХАЛя.
Израиль платит за это цену в виде строительства инфраструктуры палестинского государства, захвата арабами района C и подстрекательства. Абу-Мазен должен вести дикое подстрекательство, чтобы прикрыть сотрудничество с Израилем, и результаты подстрекательства разрушительны: поколение ненавидящих, воспитанных в школах ПА, поддержка терактов, выплаты зарплат террористам, сидящим в тюрьмах и пособий их семьям.
Среди арабов Иудеи и Самарии есть руководители и вожди племен и хамул (кланов), мечтающие видеть падение ПА и получение израильского покровительства. Они могут послужить дружественной нам альтернативой, но они не удостаиваются нашей поддержки. Учитывая ближневосточный хаос, ясно, что израильское отступление из Иудеи и Самарии приведет к развалу Иордании и появлению ДААШ, Хизбаллы или Стражей исламской революции на подступах к Петах-Тикве, Нетании и Хадере. Нетаниягу мог бы заявить, что до стабилизации положения не будет бесед об изменении границ, но он не делает этого.
Многие сообщения, в том числе опубликованные в этой газете, указали на согласие премьер-министра на начало переговоров об отступлении к линиям, близким к линиям 1967г., об отказе от суверенитета над Иорданской долиной и установлении "палестинской столицы" в Иерусалиме. За это Нетаниягу удостоился похвал от Египта, от генсека Лиги арабских государств и даже от Дана Меридора, заявившего, что глава правительства изменил политику правых. Хиллари Клинтон сказала тогда, что "предложение премьер-министра Нетаниягу об обуздании строительства в поселениях - беспрецедентно".
Может, давление Обамы на Нетаниягу парализует его? Мы видели, что по иранскому вопросу Нетаниягу умеет громко говорить хлопать дверью и устраивать бурю. В этом вопросе он хотел действовать полной силой и умел сказать "нет" американской администрации. Если существует американская угроза или шантаж по вопросу строительства в поселениях, почему Нетаниягу не раскроет это и не вызовет бурю в США, особенно сейчас на фоне избирательной кампании там? Он не может сделать это или не хочет?
Нетаниягу - наш премьер-министр, избранный национальным лагерем, поддерживавшем его и очень радовавшемся результатам последних выборов. Наша общественность имеет право требовать верности ей и ее принципам. Также имеет право требовать, чтобы упрямство, манипуляции в СМИ и жесткость были направлены против Обамы, Абу-Мазена и террора, а не против нас.
("Макор ришон" 9.10.2015)
Перевел Ханан Фридман
МАОФ



