Для Эхуда Ольмерта не составляло проблемы изменить - из корысти - линию горизонта столицы. Не удивляет, что чтобы увильнуть от наказания, он был готов прочертить заново карту страны
Можно было поверить, что рекорд наглости был побит, когда бывший премьер-министр Ольмерт, обвиняющийся в уголовых преступлениях, сидел в новостных студиях телеканалов во время различных военных операций и анализировал поведение нынешнего правительства. (Провально руководивший) "выпускник 2-й ливанской войны" сидел раздавал оценки Биньямину Нетаниягу, армии и кому угодно. Тот, кто проложил себе дорогу к креслу премьер-министра, играя толстыми конвертами с долларами, не думал запереться в своем доме до решения суда - необорот. Он сидел - упитанный и самодовольный - и анализировал военные действия в Газе, которые, по его мнению, не происходили бы, если бы он оставался бы премьер-министром.
Но на этой неделе Ольмерт побил свой же рекорд, когда вновь фигурировал в характерном спектакле высокомерия, - на этот раз уже как осужденный преступник - в телестудии "Макор" Равива Друкера на 10-м канале. Ольмерт не прибыл туда рассказать контрверсию спектакля Шулы Закен в телестудии Иланы Даян на конкурирующем телеканале. Он не пытался обелить себя или улучшить имидж после рассказов его секретарши. Он пришел, чтобы говорить о возвышенных темах, вроде арабо-израильского конфликта, и по пути получить кредит устанавливающего мир.
Друкер хотел понять, что случилось с мирным процессом, почти реализовавшимся в эпоху эхудов - вначале Эхуда Барака, а затем Эхуда Ольмерта - и предоставил нам исповедь единственного за всю историю Израиля осужденного премьер-министра: оказывается, через сутки после того, как ему стало известно, что будет отдан под суд и что есть государственный свидетель против него, Ольмерт пытался поспешно подписать с Абу-Мазеном договор, отказываясь от Иудеи, Самарии и Вост.Иерусалима, включая Старый город, Храмовую Гру и даже Котель. Говоривший когда-то во время предвыборной кампании, что "Перес разделит Иерусалим", теперь заявил, что он сам разделил бы всю страну.
В качестве жеста участникам движения Бейтар (среди которых когда-то числился) Ольмерт пытался убедить телезрителей, что тот момент, когда он обещал Абу-Мазену Старый город, был самым тяжелым моментом в его жизни. Как-то меня это не убедило. Это объясняется не только моей склонностью подвергать сомнению искренность чувств и объяснений тех, кто осужден за мошенничество и взяточничество. Он ненароком раскрыл в студии, что собирался обратиться к тем, для кого Храмовая Гора, возможно важна - саудовцам и иорданцам. В самый тяжелый момент в своей жизни бывший премьер-министр забыл связь еврейского народа с этим святым для нас местом.
Есть прочная связь между щедрым самоубийственным договором, который Ольмерт предложил арабам, и следствиями по конвертам, Ришон-турс, Холиленд... Тот, кто готов использовать свой общественный статус, чтобы ради корысти установить линию горизонта столицы, ради политического выживания не поколеблется изменить границы страны - со всем вытекающим из этого в области безопасности.
Оптимистическая часть этой истории заключается в том, что мельницы справедливости пусть медленно, но сделали свое дело и осудили Ольмерта, несмотря на отступления, которые он поспешно пытался провести. Вызывающая озабоченность часть заключается в том, что тогдашний премьер-министр и его окружение верили, что такая сделка с Абу-Мазеном вытащит его из уголовного болота. Считанные годы после "этрога" Шарона принятие левой идеологии оставалось убежищем негодяя.
Пророки тишины
Подобно фланговому обходу, предназначенному захватить цель с двух сторон, исламское движение в Израиле раскололось не из-за цели, а из-за пути ее достижения. Северное крыло не признает "сионистское образование" (т.е. государство) и его учреждения, но и Южное крыло - не сионофилы. Хоть первые подстрекают против государства Израиль, а вторые сидят в Кнессете, но речь идет о тактическом, а не сущностном разногласии между ними. Ожидающий войны Севера с Югом будет разочарован: идеи, декларируемые главой Северного крыла неутомимым провокатором Раэдом Салахом, озвучиваются и лидерами Южного крыла. Оба стремятся к созданию исламского халифата на развалинах Израиля. Первые видят в этом возможную для реализации цель, вторые тоже. Они лишь дипломатично называют это далеким будущим.
На этой неделе, после запрещения Северного крыла, сидящее в Кнессете Южное крыло поспешило выступить с протестами. Непрекращающееся подстрекательство Раэда Салаха получило витиеватое южное заступничество с приступами склероза. Депутат Масуд Гнаим, например, сказал по радио, что не уверен, что Салах в самом деле призывал к созданию халифата на развалинах Израиля, и в любом случае это не подстрекательство - это лишь отражение слов Мохаммеда из Корана. Депутат Гнаим отметил, что он боится за свободу выражения в Израиле. На вопрос о еврейских пророчествах о восстановлении Храма этот арабский депутат ответил, что в этом вопросе он придерживается харедимной точки зрения, что Храм будет спущен с Небес.
Выясняется, что депутат Гнаим, как и шепчущие ему на ухо харедимные представители, проявляет впечатляющие знания в Тосфот и РАШИ, но не в ТАНАХе. Поздний комментарий к трактату Сота превзошел ряд предыдущих пророчеств. Те пророки, которых РАШИ талантливо комментировал в галуте, были гораздо более национально настроены. "Постройте Мне Храм, и буду превыбать среди вас", - передает Моше-рабейну Божественное послание в книге Шмот, не заикаясь и не призывая мистические силы. Известное пророчество Йешаягу (Исайи) увязывает Божий Дом на Горе с полным прекращением войн "и не поднимет народ на народ меч и не будут учиться войне". Пророк Хагай в начале эпохи Второго Храма уже не ограничивается предвидением, а требует действий. Во впечатляющей парафразе нынешней израильской действительности он выступает против критиков изнутри, утверждающих, что "еще не время для постройки Дома Бога". В длинном порицании он призывает их подняться на Храмовую гору и построить Дом во славу Бога. Видно, у всех этих пророков нет права на свободу выражения. Они сталкиваются с угрозами товарищей Гнаима поджечь Ближний Восток.
По пути к реализации своей идеологии депутат от Объединенного арабского списка даже готов принять еврейскую мистику. В качестве жеста доброй воли стоит, чтобы Израиль принял похожий подход и признал право ислама на создание халифата - при условии, что он спустится с неба. Исламское движение должно будет проявлять сдержанность, пока война пророков не будет решена в Высотах, а результат спустится вниз в качестве впечатляющего мистического акта. Если пророки оставят вопрос без решения Наверху, то надо будет надеяться, что не будет воздушной катастрофы в виде столкновения исламской мечты с нашей галутной версией.
В сабровской версии: хорошо сделал Израиль, что не полагался на чудо, а предпочел остановить подстрекательство против нас. Хорошо будет, если параллельно с надзором за милитаристским северным крылом поставим под наблюдение и более дипломатическое южное крыло.
Отчаяние не удобно
3-я мировая война, о которой объявили СМИ, еще не началась и, видно, не начнется. Похоже на ощущения после событий 11/9 в США - и в этом случае трудно увидеть серьезные коалиции, стоящие друг против друга и воюющие за свободу мира. Хоть ДААШ удостаивается идеологической поддержки и у него есть метастазы в странах Ближнего Востока, но они еще не сформировались в движение, все части которого способны вместе действовать против Запада.
И Запад, закованный в цепи политкорректности, не способен еще создать коалицию, которая будет самоотверженно воевать против исламского движения. По своей природе террористическая война не выставляет организованную армию. Она требует ухищренности и совершенно другие средства, чем войны прошлого века. Релевантные страны еще не изучили территорию, отмеченную не на картах, а в идеях, просочившихся через границы Европы, имея законное европейское гражданство.
Тот, кто надеялся, что Европа проснется от ароматов французской кухни к убийственной реальности на ее улицах, получил предупреждение шведской министерши ин.дел: исламское отчаяние может привести к усилению террора. По ее мнению террор должен получить рациональное западное оправдание, и у шведской министерши есть не менее логичные решения. Так не создают коалицию против террора, так предоставляют адвокатскую защиту еще до начала суда.
Европа не прозревает на деле: она только полуцгает первые удары, и несмотря на тяжелую цену, на этом этапе европейцы удовлетворятся боями-арестами в Париже и других городах. В определенной степени в этом есть логика, но и ограничение. ДААШ - в первую очередь идеология и лишь затем армия. Войну против него надо вести военными средствами, но и в неменьшей степени воспитательными. Поколение вырасшее на страсти к джихаду и святости смерти, не прекратит круговорот крови, пока не заплатит тяжелую цену. Эта цена не обязана быть кровавой. Это могут быть социальные санкции в сопровождении воспитательных мер в школах.
Но не похоже, что Европа способна на это. Из уважения к правам других она отказалась от своих идеалов и, видно, должна напомнить их себе. Чтобы выстоять перед террором, Европе стоит усвоить американские наглость и национализм, быть уверенной в себе и поднять уже давно опущенную голову. К большому сожалению, похоже, что ее шею защемило.
("Макор ришон" 20.11.2015)
Перевод: Лея Халфин
МАОФ