Поведение сил безопасности в этой истории пересекает все красные линии. То, что началось сегодня по отношению к "молодежи холмов", завтра закончится по отношению к поселенцам Амоны и Эфраты
Войдя 8 месяцев назад в здание суда по делу одного из моих клиентов, я столкнулся с воплощением зла - террористом, убившем Шалома Шерки (да отомстит Всевышний за кровь праведника!). Он стоял и улыбался, перешептывался со своим адвокатом. Это было вскоре после убийства, и когда я спросил полицейских: почему в этом случае позволили такую быструю встречу террориста с адвокатом, который посоветует ему утверждать, что это было дорожно-транспортное происшествие, полицейские ответили мне: "Мы живем при демократии".
Я вспомнил это в последние дни, обивая ноги от судьи к судье, от одной судебной инстанции к другой, и требовал встречи с моим клиентом - молодым парнем, раненным во время ареста (по свидетельству его супруги) и находящимся уже долгое время в подвалах ШАБАКа. Суды, со своей стороны, предоставили ШАБАКу огромный кредит доверия и продлевали вновь и вновь арест и запрет на встречу с адвокатом. Никто не вспомнил слово "демократия".
Неделю за неделей, говоря об арабском терроре и отношении между правами человека и нуждами безопасности, мы слышим в СМИ голоса активистов организаций за права человека и просто политиков, заинтересованных рисоваться особенно чувствительными. Они обсуждают вопрос: получил ли несовершеннолетний, арестованный за то, что бежал с ножом за евреем, хороший обед в тюрьме. Или задают вопрос: будет ли отдан под суд полицейский, присматривавший за арестованным террористом и бросивший расистское замечание. Ведь если не будет подано обвинительное заключение против полицейского, - говорят они, - то почему бы ему не сделать такое замечание еще раз.
В случае расследования в деревне Дума все иначе. На этой неделе мы не слышали ни одного политика, протестовавшего против нарушения прав человека, не говоря уже о том, что ни одна правая внепарламентская организация, за исключением "Хонену", не выступила с призывом к полиции прекратить издевательство.
Я хочу прояснить, что расследование поджега в деревне - важно, но при этом мне кажется, что на этот раз - даже по сравнению с обычными расследованиями ШАБАКа - следователи пересекли красные линии. К сожалению, я не могу дать более подробную информацию из-за судебного постановления о запрете публикации (запрету, которому надо посвятить отдельную статью). В будущем мы еще обсудим происходящее в эти дни - черные дни прав человека в Израиле.
Так или иначе, проблема не только в серьезном нарушении прав человека подследственных, но, в основном, в том, что расследование противоречит цели нахождения истины и приводит к ужасному искажению правосудия. Ведь там, где издеваются и глумятся, требуя, чтобы подозреваемый признался в преступлении, невинный может признаться в том, что он не совершал, и уже были такие случаи.
В десятках судебных приговоров по делам арабских террористов судья Аарон Барак постановлял, что расследования дел, связанных с безопасностью, важны, но при этом добавлял, что надо установить границы следователям ШАБАКа: "Такова судьба демократии, не все средства пригодны в ее глазах и не все методы, которые используют ее враги, годятся для нее. Не раз демократии приходится воевать, когда одна ее рука связана сзади", - писал Барак. Но когда дело касается "молодежи холмов", похоже, высказывания бывшего председателя Верховного суда забыты судьями.
Другая проблема - возможно, центральная в этой истории - касается поведения право-религиозного лагеря: раввины, главы поселений и лидеры поселенчества не выходят из себя, чтобы помочь арестованным парням. При первом взгляде это поведение понятно: сидит раввин поселения и спрашивает себя: почему он должен выступить в защиту тех, кого изображают "нахальными, бунтовщиками, выходящими за рамки". Но в основе такого подхода - огромная ошибка. И тот, кто не согласен с "молодежью холмов", чувствует отвращение от поведения и полагает, что они наносят ущерб поселенчеству (а я считаю, что это не так), даже он знает, что опыт доказывает, что то, что начинается по отношению к молодежи холмов, продолжается по отношению к поселенцам Амоны и Эфраты и заканчивается по отношению к "хорошим детям" из Гиват-Шмуэля и Раананы; то, что начинается по отношению к 16-летнему подростку "с выходками" продолжится по отношению к раввину поселения и по отношению к ответственному за безопасность поселения.
Этот скользкий скат хорошо виден им: в еврейском отделе ШАБАКа, подразделении по расследованию преступлений на националистической почве в полицейском округе Иудеи и Самарии, в прокуратуре распространен подход, что "молодежь холмов" - это "враги, террористы", по словам представителей ШАБАКа. Если молодежь форпостов воспринимается в качестве врагов, то их родители - предыдущее поколение поселенцев - это "родители террористов", их соседи по поселению - "поддерживающие террор" ("если вы даете им воду - значит вы поддерживаете террор"), а граница между террористами и поддерживающими террор очень тонкая.
Нельзя обманывать себя иллюзиями: несмотря на Рони Альшейха, Йорама Коэна и Йоси Коэна (прим.перев. - религиозных сионистов в руководстве ШАБАКа) - а может, именно из-за них - в системе безопасности есть полагающие, что все поселенцы - враги.
("Макор ришон" 11.12.2015)
Перевел Яков Халфин
МАОФ