Maof

Thursday
Apr 18th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В разгаре лета 1970г., после 3 лет войны на истощение, поднялся на трибуну Кнессета тогдашний вечный лидер оппозиции - Менахем Бегин. Через 3 недели после подписания соглашения о прекращении огня, закончившего ту войну, сказал Бегин следующее: "Египтяне с помощью своих советников из СССР нарушили соглашение самым серьезным образом для нашей безопасности. Они уже создали 9 батарей усовершенствованных ракет ПВО и работают над созданием еще 5 батарей.
Вывод - следующий (и Кнессет обязан знать это, и народ должен услышать это): в день, когда Насер решит открыть огонь (а зная реальное положение вещей, мы должны полагать, что без сомнения такой день наступит) у врага будет преимущество в артиллерии и танках. Действия наших ВВС будут затруднены из-за вражеских батарей ПВО... Нынешнее игнорирование нарушения египтянами соглашения - это путь правительства увильнуть от обязательств по отношению к своему народу, окруженному врагами".
С характерным сарказмом Бегин добавил: "Есть те, кто учится на ошибках истории, как повторить их, и почему-то не любят, когда им напоминают эти ошибки".

Через 3 года это гневное пророчество Бегина реализовалось в точности. Садат, сменивший Насера, начал войну в разгар Судного дня. Батареи ПВО, выставленные египтянами в 1970г. - через 24 часа после прекращения огня и в нарушение соглашения о прекращении огня - "согнули крылья самолетов", как выразился тогда Эзер Вайцман. Наши ВВС, которые должны были быть ударной силой, понесли большие потери и не выполнили свое предназначение. Государство, избравшее в 1970г. нe ответить на небольшое нарушение соглашения, заплатило в 1973г. с процентами. Премьер-министр Голда Меир и министр обороны Моше Даян видели надпись на стене, но предпочли не читать ее. Ценой были более 2000 погибших.

Через 4 десятилетия после того провала Израиль вновь идет с широко закрытыми глазами к подобной катастрофе. В ролях Голды и Даяна находятся Биньямин Нетаниягу и Моше Яалон. Роль Бегина, более-менее, выполняет Нафтали Беннет. Сейчас некоторые подскочат и скажут: "А, это еще одна политизированная статья, предназначающаяся поднять Беннета за счет Нетаниягу и Яалона". Но нет - в этих строках нет никакой политической тенденции, а лишь прямое и немедленное предупреждение в области безопасности. На этот раз враг, нарушающий соглашение - это ХАМАС, роющий тоннели.

Буквально как тогда развед.картина предельно ясна. ХАМАС усиленно роет тоннели, "вторгаясь на территорию Израиля", как выразился высокопоставленный израильский генерал. Известно также, что строительные материалы, ввозимые в Газу с нашего разрешения, используются для строительства тоннелей. Кстати, сомнительно, чтобы в истории было подобное, чтобы одна сторона вооружала врага, точно зная, куда будет обращено оружие. Чудовищный комплекс тоннелей строится под нашими ногами, а мы ходим над ними, как будто не слышим шума строительства.

Ответ Яалона: "Каждая жалоба (жителей на шум из-под земли) проверяется" - это насмешка. Проверка предотвратит прорыв террористов-убийц из-под земли? Еще более поразительно, что примерно 2 года назад мы были в той же точке. Угроза тоннелей вскрылась во время операции Несокрушимая скала. Премьер-министр и министр обороны, которые и тогда не хотели действовать против тоннелей и проснулись слишком поздно, повторяют ту же ошибку. Это указывает не только на невидение будущего, но и на провальные результаты прошлого.

Если через такое небольшое время после военной операции (которая состоялась 2 с половиной года после предпоследней) сценарий войны повторяется как повторная трансляция фильма, то какая польза была от 51 дня той войны? Если через относительно короткое время ХАМАС восстанавливает запас ракет и совершенствует тоннели, то какова была цель бомбежек Газы? Это максимум, чего ЦАХАЛ может достичь? Что-то тут неладно в основе.

Опередить

Советники министра обороны и он сам не раз отвечают риторическим вопросом: "Что вы предлагаете: начать войну против Хамаса или Хизбаллы?" Мой ответ - да. Разумеется, надо все спланировать и сделать все для уменьшения цены и увеличения КПД. Но исторический опыт - от Синайской кампании, Шестидневной войны и до последних военных операций - учит, что когда Израиль планирует и инициирует, длительность войны сокращается и приносит больше пользы. А во всем, что касается тоннелей, нет необходимости в войне, но есть срочная обязанность действовать сейчас. Не только помечать их, но и уничтожать.

По состоянию на сейчас кажется, что Нетаниягу и Яалон настроены иначе. На прошлой неделе премьер-министр сказал, что если ХАМАС ударит, то "Израиль отреагирует мощнее, чем во время операции Несокрушимая скала". Те же фразы он озвучивал и перед операциями "Облачный столб" и "Несокрушимая скала" и, как известно, на ХАМАС это не произвело впечатления. Еще бОольшая беда заключается в том, что премьер-министр возвращается к ошибочной тактике реагирования, подобно тому, как он вел себя в предыдущей операции. Вместо превентивного удара он разрешает ХАМАСу подготовить первый удар. Именно так вели себя Голда Меир и Моше Даян перед войной Судного дня. Как предупреждает Беннет, Израиль оставляет инициативу противной стороне, что говорит о застое у нас. И это пугает.

Знакомые с Яалоном знают, что он не планировал длительную военную карьеру. Он вернулся в армию после 1973г., чтобы помочь восстановить ЦАХАЛ, и с тех пор посвятил свою жизнь безопасности Израиля. Обладающий энциклопедическими знаниями он не нуждается в лекциях о той войне. Ее уроки и строгий запрет следовать "концепции" он сам умеет хорошо объяснить, как в беседе, так и в своей книге. Но что-то сломалось в переводе теории в практику. Хоть армия задействует огромные суммы в нахождение технологического ответа на тоннели, но результатов нет. Яалон ожидает от себя и других офицеров мышления и смелости сказать "нет" начальству, но в этом вопросе он отказывается выслушивать предупреждения.

И с этим нельзя смиряться. Надпись на стене, точнее - она копается под западным Негевом. Израиль Нетаниягу и Яалона - в точности как при Голде и Даяне - видит и игнорирует. Оба высокомерно смеются над предупреждениями Беннета - в точности, как в МАПАЙ смеялись над Бегиным.

"Если ХАМАС ударит, Израиль ответит", - говорит Нетаниягу. Г-н премьер-министр, речь не идет о "если". Поезжайте в Негев и послушайте. ХАМАС уже атакует.

("Макор ришон" 5.02.2016)


Перевел Моше Борухович
МАОФ