Нетаниягу преуспел разрешить коалиционный кризисс харедим, не дав им ничгего. Достигнутое соглашение доказывает, что никто не хочет досрочные выборы, но и не решает корень разногласия
Биньямин Нетаниягу может подытожить тяжелую политическую неделю одним утешающим выводом: партнеры покоалиции опасаются выборов гораздо больше, чем он. Моше Кахалон, до сих пор пестовавший имидж "рыцаря демократии, защитника БАГАЦа, тормозящего ликудовские законопроекты", быстро свернул флаг сопротивления закону о рекомендациях. Давид Амсалем и Давид Битан прояснили ему, что для нынешнего правительства это как законопроект о закрытии газеты "Исраэль а-йом" для предыдущего, из-за этого они взорвут коалицию - и он не спорил. Министр финансов настолько не хочет выборов, что даже открыто признал, что его бэби - налог на третью квартиру - столкнулся с трудностями и, возможно, никогда не будет принят, но он не собирается из-за этого потрясать правительство.
И харедим, вроде, доказавшие, что готовы идти до конца, закончили кризис, находясь в более низкой точке, чем были до его начала. Они дали официальное согласие на продолжение футбольных игр в субботу, обязательство не закрывать супермаркеты в Тель-Авиве и - внемлите, Небеса! - ремонтные работы на железной дороге, послужившие причиной кризиса, продолжатся в субботу, или, как было сформулировсно в витиеватом пресс-релизе: "Движение поездов в будние дни не пострадает". Что они получили взамен? Ничего ни с чем. Поправка к закону о работе и отдыхе, которая позволит брать в расчет "еврейскую Традицию" при выдаче разрешений на работы в субботу, уже была обещана и согласована еще до начала кризиса. И закон о супермаркетах, который должен предотвратить открытие бизнесо по субботам вне Тель-Авива, Нетаниягу пообещал Дери сразу после решения БАГАЦа. Обещал. А сейчас он пообещал выполнить обещание.
Иногда небольшие кризисы укрепляют коалицию. Они напоминают всем, что они могут потерять, и продлевают дни правительства. Этот кризис иного рода: хроническая болезнь, остановленная, но ясно, что вернется. Правительство Нетаниягу всегда будет страдать от коалиционной чувствительности и повторяющихся болей вокруг вопроса дня отдыха. И итог, опубликованный после кризиса и должный обезвредить будущие мины, уже издает скрипы. Дери борется сейчас с тяжелым давлением изнутри по вопросу продолжения футбольных матчей по субботам - на этот раз с официальным разрешением - после того, как уже сфотографировался с игроками, соблюдающими заповеди, и главный раввин Ицхак Йосеф даже определил эти игры как бОльшую проблему, чем ремонтные работы на железной дороге в субботу. Моше Гафни еще не отказался от стремления закрыть и супермаркеты в Тель-Авиве, как указал ему раввин Штейнман насколько месяцев назад. И, разумеется, Лицман, нашедший себя без министерства здравоохранения, но с работами на железной дороге в субботу, еще не сказал последнее слово.
Много говорилось о возрастающей силе харедимных журналистов, сыгравших и на этот раз решающую роль, но важно заострить: в бОльшей степени, чем журналисты окрепли, - раввины ослабли. Прямая линия проходит между палатой раввина Штейнмана в отделении срочной терапии в больнице и демонстрациями Иерусалимской группы на перекрестках и Гурским адмором, делающим себе Шаббат и потрясающим коалицию, не посоветовавшись и не согласовав. И мы еще не говорили о парализованном руководстве ШАСа. Бунт среди харедим из "литовских" ешив под руководством раввина Шмуэля Ойербаха, делается возможным в точности по той же причине, что Гурский ребе действует сам по себе, что не пришло бы в голову при общепринятом и функционирующем "литовском" лидере и ясной иерархии. Сила харедим в их единстве. Эта неделя - со всей демонстрацией мускулов - была еще одним проявлением слабости.
("БеШЕВА" 30.11.2017)
Перевел Яков Халфин