Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Левые готовы пойти на риск ради прав человека, правые готовы пойти на риск ради Эрец Исраэль

Кто опасается демографической проблемы? Все – и никто. Левые уже 50 лет трубят, что если немедленно не уступим Иудею и Самарию, то демография убьет нас. С другой стороны, левые с презрением отвергают любые демографические опасения в связи с инфильтрантами. А правые – наоборот: готовы справляться с проблемами в отношении Иудеи и Самарии, но подчеркивают опасения демографической проблемы в отношении сотен тысяч потенциальных инфильтрантов из-за границы.

Означает ли это, что мы все лицемерны? Абсолютно нет. Нет сомнения, что есть несколько лицемеров, использующих "демографическую проблему", но не веря в нее. Но в отношении большинства правых и левых это не лицемерие, а взятие риска. Левые готовы идти на демографический риск ради прав человека, правые готовы идти на риск ради Эрец Исраэль. Для каждого из этих лагерей речь идет об идеале, ради которого стоит рисковать.

Если посмотрим из такого угла зрения на основателей государства, то увидим, что почти все назывались бы сегодня правыми, так как отдавали предпочтение идеалу Эрец Исраэль. Сущность государства они определили так в Декларации Независимости: "Еврейское государство в Эрец Исраэль". И напротив, в Декларации Независимости вообще не упоминается слово "демократия". В первых черновиках фигурировало это слово, пока Бен-Гурион и Шарет не вычеркнули его. Не потому что они хотели недемократическое государство, а потому что понимали, что демократия – лишь желательная форма правления, а не мечта поколений, бьющаяся в сердце. И в 90-е годы в разрушительных основных законах, принятых Кнессетом, было представлено другое определение сущности государства Израиль: "еврейское и демократическое государство". Аарон Барак и его продолжатели поспешили прояснить, что выражение "демократическое" означает, в сущности, "либеральное", и оно обязывает государство к признанию прав человека в радикальном толковании.

Это самый глубокий спор между правыми и левыми в отношении государства Израиль и его сущности: "еврейское государство в Эрец Исраэль" или "еврейское и демократическое государство". Государство Израиль возникло как "еврейское в Эрец Исраэль", и почти никто не возражал против этого. Государство воспринималось как воплощение мечты поколений еврейского народа: национальный суверенитет для евреев, который возможен только в Эрец Исраэль. Земля Израиля – не только территория государства, но и формирует его сущность.

С годами затушевывалось выражение, что государство впитывает свой идеал от народа и земли. Когда я был ребенком, учебный предмет, выражавший это выражение идеалов системы образования, назывался "Родина". Сегодня его место занял предмет "гражданство". И я изучал в школе "гражданство" – несколько насущных деталей о форме правления (по учебнику, написанному Шуламит Алони). Это учебный предмет раздулся до системы проповедей о правах человека и либеральном мышлении. С точки зрения системы образования, завершился переворот от "еврейское государство в Эрец Исраэль" к "еврейскому и демократическому государству". Учеников израильских школ уже давно превратили бы в восторженно верующих в крайний либерализм, если бы не было трудно превратить человека в критически мыслящего либерала путем заучивания основ либеральной веры и если бы ученики во всех поколениях не относились бы всерьез к урокам-проповедям в таком стиле.

Самые красивые песни, как известно, слышны по радио только в День Памяти. Есть одна песня, которая настолько израильская, что ее не транслируют по радио даже в этот день. "Как я люблю тебя, Земля Израиля", - пел Арик Айнштейн под прекрасную мелодию Шмулика Крауса – эту песню я слышал по радио в последние десятилетия только один раз: в тот день, когда Арик умер. Этой песне не помогли, что она связана с Айнштейном и Краусом; радио преграду эта песня не преодолела. Песня "Я и ты"(изменим мир) с мессиджами инфантильных 60-х превратилась в гимн; прекрасная песня "Эрец Исраэль" забыта, точнее, сделано все, чтобы была забыта. Ей не нашлось места в "еврейском и демократическом государстве".

Когда уцелевшие в Катастрофе начали прибывать в Эрец Исраэль, Альтерман напи сал о них одно из своих лучших стихотворений "О ребенке Авраме": "Эту главу в истории мир называет проблемой беженцев! Но это неверное название. Не проблема беженцев ведет корабли в море! Их ведет древний гром, их ведет указ поколений народа, их ведет слово Всевышнего Авраму".

Как жаль, что наш культурный и интеллектуальный мир не возглавляют сегодня Альтерманы, а легионы успешных писарей-делопроизводителей; как жаль, что почти не слышны слова песни "Эрец Исраэль"; что громкий голос еврейского народа, возвращающегося в свою Страну, пытаются подменить стенаниями граждан, торгующимися о своих правах. Как хорошо, что израильтяне не спешат покупать этот товар, а привержены своей любви к еврейскому народу и Земле Израиля. И если по радио не транслируют в День Памяти и День Независимости песни любви к Родине, то сегодня не надо радио, чтобы озвучивать песни. С помощью Spotify или другой современной аппликации мы сможем слушать древние слова: как я люблю тебя, Земля Израиля.

("Макор ришон", 13.04.2018)
https://www.makorrishon.co.il/opinion/38785/

Перевел Моше Борухович