Вдруг я начал ностальгировать по тем годам, когда в руководстве партии МАФДАЛ говорили: "У нас раввины не вмешиваются". Т.е. мы не как харедим, у нас каждый занимается тем, в чем он понимает. Так, пожалуйста, не морочьте нам голову с "мнением Торы". Мнение Торы – это о Торе. Пусть раввины занимаются мнением Торы в ешивах, а политики пусть занимаются политикой в Кнессете. Пусть никто не вмешивается в дела другого. Я не мешал тебе – так и ты не мешай мне. Это касается безопасности, юриспруденции, здравоохранения и т.д. Какое отношение могут иметь раввины к этому? Что они понимают в этом?
Почему я тоскую по той эпохе, которая, в сущности, заперла раввинов и мнение Торы в стенах бейт мидраша? Потому что в те дни, по крайней мере, понимали, что те, кто компетентны заниматься Торой и издавать галахические постановления, - это раввины. По крайней мере с этим никто не спорил. Когда речь идет о Галахе – есть городской раввин, есть главный раввин Израиля, они решат. Сегодня? Где там. Я читаю последнюю неделю реакции в религиозно-сионистском лагере по вопросу гиюра – и поражаюсь. Вроде бы нет более важного и галахического вопроса, чем гиюр. Ведь мы не говорим тут о корзине абсорбции для приехавшего нееврея, о скидках в арноне и даже не о записи в удостоверении личности. Вопрос чисто галахический: кто еврей. С кем можно вступать в брак, а с кем брак будет ассимиляцией? На кого распространяются заповеди и т.д.
Может, я наивен, но мне было ясно, что в таком галахическом вопросе ВСЕ сделают шаг назад и предоставят людям Галахи решать. Можно писать статьи и публицистические колонки по любому вопросу: от карьеры Офера Винтера и до того, должен ли конкурс Евровидения проходить в Иерусалиме. Но тут вопрос галахический par excellence.
Представьте себе, что я напишу колонку о моем оригинальном мнении по солению мяса. Хоть согласно Галахе надо размораживать на первом этапе полчаса, но мне кажется, что раввины должны понять, учитывая вызовы эпохи, достаточно промыть мясо 2-3 минуты. Высмеют меня, верно? Но когда речь идет о гиюре, все идет в ход. Любой начинающий колумнист чувствует себя раввином Залманом Нехемией Гольдбергом. Точнее, каждый начинающий колумнист чувствует, что кому вообще нужен раввин Залман Нехемия Гольдберг. Он уже не релевантен, потому что не понимает нынешнюю действительность.
Так после того, как большинство журналистов решили, что и этим вопросом раввины не должны заниматься, остался только один открытый вопрос: чем вы разрешаете заниматься раввинам?
(БеШЕВА, 14.06.2018)
https://www.inn.co.il/News/News.aspx/375598
Перевел Яков Халфин