Когда политики объясняют, что "государственные соображения" приводят к замедлению строительства в Иудее, Самарии и Иерусалиме, не ясно, что они подразумевают. Когда приближенные Трампа с энтузиазмом говорят об израильской связи с Самарией, посол Дэвид Фридман приезжает с официальным визитом соболезнования в поселение за зеленой чертой, а Гринблат гневается на палестинцев, вырисовывается, что проблема со строительством находится не в США
Майк Хаккаби, бывший губернатор Арканзаса, не занимает сейчас никакой официальной должности в американской администрации, но несмотря на это считается одним из имеющих влияние на президента США. Кстати, дочь Хаккаби является пресс-секретарем Белого дома. На этой неделе Хаккаби посетил Израиль вместе с Энтони Скарамучи – бывшим ответственным в администрации Трампа за связи с прессой. Они приехали, среди прочего, на экскурсию по Самарии вместе с председателем районного совета Самарии Йоси Даганом и передали ясный и однозначный месседж: США не задерживает и не препятствует строительству в поселениях.
Хаккаби пояснил, что "Иудея и Самария – это часть Израиля с еврейскими корнями более 3000 лет. Абсурдно говорить об этом районе как об оккупированной территории. Можно говорить о территории, занимаемой ее исконным владельцем уже тысячи лет по праву праотцев". И если говорим об абсурде, то в то время как тут правительство объясняет, что по государственным соображениям есть необходимость остановить строительство или разрушить дома, то вот что говорит один из самых приближенных к президенту США: "Я верю, что не надо эвакуировать поселения, потому что это разрушительный шаг. В прошлом, когда земля передавалась палестинцам в обмен на мир, - не было мира и ситуация только обострялась. Гуш Катиф – отличный пример того, что происходит, когда израильтяне покидают места, на которые у них есть полные права, в надежде, что это поможет продвижению мира. Посмотрите на Газу, которая превратилась в самый опасный район не только для израильтян, но и для жителей сектора. Возможно, при отступлении намерения были хорошие, но результаты были разрушительные".
Всем пессимистически относящимся к еще не опубликованному плану века Трампа по продвижению мира между Израилем и палестинцами у Хаккаби есть ответ. "Это план, больше основывающийся на экономических вопросах. Когда я приезжал сюда в прошлом, я видел евреев и арабов, работающих вместе, не было враждебности, как некоторые люди пытаются изобразить. Когда люди сильны экономически и у них есть заработок, есть и хорошее жилье, хорошее образование. СМИ показывают только военную часть дела. План, прежде всего, экономический, потому что Израиль неоднократно доказывал, что он будет защищать права людей, кроме тех, кто хочет уничтожить Израиль и израильских детей".
Энтони Скарамучи подтвердил то, что писалось в этой колонке от имени высокопоставленных американских политиков. Он рассказал, что насколько ему известно, не было обсуждений по замедлению строительства или вообще вмешательству в строительство в Иудее и Самарии. "Это вообще не было на столе обсуждений. Руководство в Вашингтоне действует прагматично и верит в расцвет Израиля".
Так в следующий раз, когда вы услышите о строительных планах, не утверждаемых "по государственным соображениям", и первое объяснение, которое придет в голову – американские ограничения, или окружение премьер-министра намекнет на это, не воспринимайте это как само собой разумеющееся. Возможно, на определенном этапе американцы просили "снизить профиль" в вопросе строительства, но в нынешней ситуации, когда Джейсон Гинблат гневается на Хамас и ПА в Твиттере почти ежедневно, а в закрытых беседах говорит гораздо более острые слова, не похоже, чтобы было ограничений строительства со стороны американской администрации. Большую часть времени американская администрация занята гораздо более существенными для США вопросами, чем вмешательство в строительство на Гиват а-матос.
Визит
США передают месседж, не говоря много. Визит соболезнования американского посла Дэвида Фридмана в семью Йотама Овадии, убитого в теракте в поселении Адам, - это история в своем воплощении.
Это первый официальный визит американского посла за всю историю в район, еще недавно называвшийся "оккупированной территорией". Были частные визиты, но они всегда определялись как неофициальные. Были и другие визиты за зеленую линию, в Рамаллу, но они всегда сопровождались американским консулом, ответственным за связи с ПА, и определялись как посещение территории ПА. Без шума Дэвид Фридман просто установил факты на местности. Но прибыл выразить соболезнования в трауре семьи Овадии и поселения, пострадавшего от террора.
Высокопоставленный израильский политик говорит, что значение визита очень важно. "Визит и нападки на визит со стороны ПА показали, что затронута их чувствительная точка. Ведь они могли проигнорировать это, уже были подобные визиты. Но они избрали сделать этот вопрос центральным, а американцы не собираются извиняться перед ними. Этот визит меняет сознание в нужном направлении".
И реакция Джейсона Гринблата на палестинскую критику визита соболезнования показывает насколько произраильский ветер дует в Белом доме. Гринблат сказал, что "ПА избрала – и не удивительно для нее– не осудить ужасное убийство. Вместо этого ПА осудила посла Фридмана, выразившего соболезнования президента Трампа семье убитого в теракте и пытавшегося своим визитом утешить вдову, детей и родителей, чей единственный сын хладнокровно убит террористом. Визит посла Фридмана не связан с политикой".
В сущности, Гринблат передал мнение американского руководства. Они не поняли из-за чего гневаются палестинцы. С точки зрения американской администрации, все действия посла США легитимны, особенно учитывая, что речь идет о человеке с прямой телефонной линией к президенту, и, возможно, он заранее сообщил о визите соболезнования и получил поддержку из Белого дома.
(БеШЕВА, 2.08.2018)
https://www.inn.co.il/News/News.aspx/379369
Перевел Яков Халфин