"Представители израильских арабов" – таким термином избрал Натан Эшель воспользоваться в опубликованной неделю назад статье "Решение: израильские арабы". Этим термином он, якобы, объясняет сущность "проблемы", решение которой он пытался представить.
Чуть ли не с создания государства создался никак не объяснимый союз между израильскими левыми и израильскими арабами. Левые, которые изгоняли, убивали и заключали под военный режим израильских арабов, которые бегали за левыми в своего рода стокгольмском синдроме (прим.перев. – комплекс побитой жены). Все это делалось одной рукой, а другой рукой левые пестовали режим хамул (родовых кланов) и глав стада в каждой арабской деревне – ведь проще иметь дело с коллективом и его несколькими старейшинами и создавать своего рода третий мир на расстоянии 20 м от Зихрон-Якова, чем создавать и укреплять гражданское общество среди арабов. Так удобнее править ими и заодно создавать надежную базу избирателей (которые проголосуют, как им скажет староста деревни).
Со сменой элит левые утратили славу и потеряли власть и пришли к выводу, что израильские арабы – это обуза и ничего больше. Союз без голосов и электоральной силы – это не то, что нужно левым, и было решено отказаться от арабов путем переименования левых в "левоцентристов".
Эшель избрал воспользоваться тем же негодным методом партии МАПАЙ, когда предложил в своей статье поднять перчатку – буквально ту перчатку, что выбросили левые. Всегда израильские правые использовали арабов, но противоположным способом: больше мандатов у арабов – означает меньше мандатов у Ганца или любого другого, кто мечтает создать правительство без Ликуда. Недавно босс Эшеля (Нетаниягу) сказал, что "арабы стекаются на избирательные участки". Эта фраза присоединяется к множеству отталкивающих высказываний в отношении целой группы населения, живущей здесь – хотите того или нет. И все это в то время, как правые вкладывали бюджеты (в большинстве случаев растрачиваемые бестолково и бесконтрольно руководством арабских населенных пунктов) в то же проблемное арабское население, не афишируя это, чтобы не потерять голоса правых избирателей.
Биньямин Нетаниягу является премьер-министром беспрерывно 10 лет. Что он сделал за это время, помимо переводов косметических бюджетов арабским населенным пунктам? Нашел ли решение для разваливающейся системы образования в арабском секторе? Позаботился ли о борьбе с преступностью там в той же мере, как он борется с ней в Нетании? Итак в израильской политике нет реального места для израильских арабов. Две команды играют там – правые и левые. Арабы – не игрок, а мяч, который можно вести и передавать в зависимости от нужд (вести на избирательные участки или заключать в тюрьму, или узаконивать незаконное строительство и подводит инфраструктуру к незаконно построенному кварталу) - все в соответствии с интересами партии. До каких пор?
Один умный еврей, которого я высоко ценю, уже 100 лет назад предвидел, что придет день и возникнет здесь государство с еврейским большинством, и сказал, что оно будет обязано развивать здесь гражданское общество. Это умный еврей также сказал, что надо уважать любого гражданина лишь потому, что он гражданин, и добавил, что не надо создавать посреднические фирмы-общества между правительством и рядовым гражданином. Того умного еврея звали Зеэв Жаботинский. В соответствии с его теорией важно создавать условия, которые позволят существование развитого арабского общества и превратят израильских арабов из сектора в часть общества. Требуется гораздо больше, чем признание пары незаконно построенных деревень или другой взятки. Надо предоставить арабскому сектору инструменты и пути построить себя как новое меньшинство, которое больше не полагается на своих старост, это должно быть плюралистичное меньшинство с богатой культурой, способное поддерживать взаимовыгодные связи с израильским истеблишментом. Государство Израиль должно принять израильских арабов, а не навязывать им один нарратив, говорить "это то, что есть, живите с этим".
Тут речь идет о гораздо большем, чем рабочие документы и косметические бюджеты, диктуемые из Иерусалима, согласно политике министра и настроению чиновника, который почему-то думает, что то, что хорошо для Кирьят-Шмоны, хорошо и для Фурейдиса.
Только полное участие со стороны израильских арабов в принятии решений, касающихся их, сможет принести реальное решение для этого населения, а не руководства кланов и поставщиков голосов.
(Автор – арабский политический активист)
("Макор ришон" 28.06.2019)
Перевел Моше Борухович