Наконец-то несколько политиков и бюрократов, руководящих израильской экономикой, и даже несколько экономистов обнаружили, что основная наша проблема – это низкая продуктивность большинства израильских работников – примерно две трети продуктивности американского рабочего. Не отсутствие арабских и харедимных женщин на рынке труда или большой разрыв в доходах, как принято думать, являются причиной низкой продуктивности, а налоги и политизация на рабочих местах.
Многие арабы и харедим работают по черному, чтобы не платить высокие налоги, и поэтому ЦСУ не учитывает их. И требование Став Шафир обложить еще большими налогами богатых не приведет в росту продуктивности труда. Если бы израильский рабочий мог бы зарабатывать сумму, позволяющую ему достойно кормить семью, то его не интересовало бы, что банковские руководители зарабатывают гораздо больше него.
Несмотря на запоздалое признание важности низкой продуктивности труда, никто не удосужился объяснить причину этого. Неужели израильтяне менее энергичные или талантливые, чем американцы? Разумеется, нет – как можно убедиться в хай-теке – секторе, которым профсоюз еще не успел овладеть. Годами Гистадрут был главным исполнительным органом коррумпированной системы партии МАПАЙ-Авода, и это партнерство позволяло им делать все, что захочется. Все, что делала эта парочка, наносило лишь огромный ущерб рабочим. Заводы Рабочей компании (прим.перев. – концерн, принадлежащий Гистадруту) и киббуцы, получавшие миллиардные субсидии от государства, выдавали самую низкую продуктивность труда в Израиле, вследствие навязанных профсоюзом правил. Они обанкротивались каждые 10 лет и восстанавливались государством ценой многих миллиардов. Когда Бегин уменьшил государственные субсидии им, они обанкротились окончательно и даже не выплатили своим работникам компенсации при увольнении и пенсии, потому что управлявшиеся Гистадрутом пенсионные фонды были разворованы.
Бен-Гурион создал Гистадрут в 1920г., потому что без контроля над зарплатой рабочего, - как он искренне объяснил, - большевистская система партии МАПАЙ не смогла бы навязать себя рабочим. Чтобы навязать методы партии МАПАЙ-Авода ишуву, а потом и государству, Бен-Гурион навязал полную политизацию не только рынка труда, но и системы безопасности, судебной системы, образования, здравоохранения, культуры, СМИ и т.д. Для этого ему понадобилась обширная бюрократия, что привело к огромному количеству барьеров в экономике, душивших ее, ухудшило жизнь граждан. "Рука руку моет", "Блат вместо способностей", назначение своих людей, контролировавших над гос.проекты, в которых они не разбирались, привели к огромным растратам и коррупции.
Когда израильский рабочий приходит на рабочее место, он обязан уделить значительное время занятию политикой вместо работы. Только благодаря связям в рабочем комитете он сможет получить блага и премию, полагающуюся ему за успехи в работе. Хоть всем известно о разрушительных интригах рабочих комитетов Хайфского и Ашдодского портов, банков и других общественных компаний, но мы еще не усвоили их ядовитое влияние на продуктивность труда. Мы продолжаем подчиняться ядовитому режиму, который Гитадрут навязал рабочим местам в Израиле. Даже свидетельства изнутри гистадрутовской системы, вроде разрывавших сердце криков Хаима Рамона о происходящем в Гистадруте, даже гнев Шели Яхимович, обнаружившей фальсификацию итогов выборов в профсоюзе – даже это не изменило Гистадрут. Его политическая сила придает ему иммунитет.
Тем временем различные "специалисты" продолжают уводить внимание от разрушительных результатов гистадрутовского режима подавления и контроля над рабочими местами, они продолжают утверждать, что продуктивность труда низкая из-за разрыва в доходах. Проблемой разницы в доходах в самом деле надо заниматься, но это низкая продуктивность труда увеличивает разницу в доходах, а не разница в доходах уменьшает продуктивность труда. Проблему низкой продуктивности труда можно решить только путем обуздания разнузданного Гистадрута, отмены навязывания членства в профсоюзе рабочим, не желающим этого и не желающим платить навязанные членские взносы. Нужно лишить Гистадрут возможности выжимать новые привилегии и политическую силу.
Приближающиеся выборы выдвигают опасность усиления Гистадрута. Партнерство Бени Ганца и Ави Нисенкорена, обязательство блока Кахоль-лаван увеличить за счет налогов бюджетные вливания связанным с Гистадрутом организациям будут инфузией Гистадруту. Это подтолкнет профсоюзных политических дельцов заниматься политизацией рынка труда и разрушать все хорошее, что есть в израильской экономике.
("Макор ришон" 6.09.2019)
Перевел Моше Борухович