Maof

Sunday
May 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Быстрое охлаждение торжеств в связи с аннексией свидетельствует об ошибках в израильском поведении по отношению к Белому дому. Блестящее одиночество Нетаниягу и недостаток профессионалов-штабистов могут стоить нам дорого

В прошлый вторник – день объявления "сделке века" Трампа и Нетаниягу – израильские правые были охвачены эйфорией аннексии. Мысль о том, что еще до выборов израильское законодательство будет распространено на многие поселения, вознесла ожидания до небес. Эти надежды родились не сами п себе – они прибыли из окружения премьер-министра. Нетаниягу лично заявил 2 недели назад, что "вскоре распространим израильский суверенитет на все поселения", а в день церемонии в США написал Амит Сегаль в Твиттере (наверняка, на основании брифинга для журналистов): "Насколько я понимаю, израильское правительство на ближайшем заседании утвердит распространение суверенитета на Иорданскую долину, север Мертвого моря и все 150 еврейские поселения в Иудее и Самарии".

Даже официально приближенный Йонатан Урих сделал исключение из полного радиомолчания, усвоенного им в последнее время, и написал в Твиттере, что в начале следующей недели правительство аннексирует территорию всех поселений. Написал – и вскоре стер. Это была первая трещина в стене новых границ Израиля. После церемонии уде были проинструктированы журналисты, что заседание правительства будет не в воскресенье, а во вторник, так как надо завершить немало подготовительной работы. Это было особенно надуманное объяснение. Если в самом деле распространение суверенитета было заранее согласовано с американцами на воскресенье, а у нас не завершили подготовительную работу, требующую всего 2 дня, то речь идет об упущении, которое является историческим даже по халтурным стандартам израильских правительств.

И тут появился Джаред Кушнер. На следующий день после торжественной декларации зять американского президента заявил, что во всем что касается скорой аннексии, он "не верит, что это случится", и объяснил, что американцы представили в своем плане "концептуальную карту", но у них займет "два, три или четыре месяца" совместной с Израилем работы – а также с палестинцами, если те захотят – чтобы превратить эту карту в конкректную. От двух до четырех месяцев – таким способом он прояснил, что он, в сущности, ждет следующее правительство. На следующий день он сказал это ясно: "Надежда, что подождут до окончания выборов", - а на вопрос: поддержит ли американская администрация Израиль, если все же аннексирует, он ответил: "Нет. То, что американская администрация делает, - это соглашение с израильтянами о создании технических групп… Нам нужно израильское правительство, чтобы продвигаться".

Таким образом лихорадка аннексии была частью политической повестки дня в Израиле, но страдала отсутствием координации с американской повесткой дня. Брифинги, заявления и "танцы форпостов" делили шкуру еще до того, как американский охотник вообще встал с постели. Это была демонстрация израильской поспешности, чего Нетаниягу обычно избегает на международной арене. Не случайно его канцелярия "ушла в подполье" и если бы не вирус Корона, вынудивший ее появиться на мгновение, можно было бы спрашивать вернулась ли делегация из США.

Надо надеяться, что Нетаниягу преуспеет получить согласие на ограниченное распространение суверенитета еще до выборов, но провал координации с американцами громыхает в нескольких областях. Во-первых, по сравнению с возникшими ожиданиями, аннексия лишь части территории будет выглядеть как американский утешительный приз, т.е. это будет больше выглядеть как демонстрация слабости, чем силы. Во-вторых, Нетаниягу хотел выглядеть как хороший друг Трампа, который преуспел получить от него то, что никто другой не получал. Но провал в руководстве/поведении вынудил американскую администрацию заявить, что она предпочитает работать над этим с правительством, которое возникнет после выборов – т.е. и в случае, если Нетаниягу проиграет. В-третьих, поскольку распространение суверенитета не является частью "сделки века" то если правые проиграют на выборах, она будет отодвинута на энное количество лет – в отличие от частичного замораживания поселений в ближайшие годы, которую Израиль уже пообещал.

Требуются профессионалы

Что стоит за провалом координации и пустыми обещаниями? Распространенное мнение указывает на различие между высказываниями посла Фридмана и словами советника Кушнера. Но это не убедительное объяснение, поскольку ясно, что на американской стороне есть один адрес, один ответственный за шаги администрации на Ближнем Востоке – Джаред Кушнер. Послы – это посланники, они не определяют процессы, и их связь с тем, что происходит в Вашингтоне, - ограниченная. В Израиле это должны знать хорошо.

Поэтому прожектор переходит на израильскую сторону. Чтобы понять, что случилось, надо спросить: кто ответственный за контакты с американцами? Какая израильская группа ведет переговоры, координирует мессиджи и шаги и препятствует таким поломкам? Ответ: нет такой. Нетаниягу не хватает сейчас много профессионалов.

В период, когда я возглавлял разъяснительный штаб, с премьер-министром работали политический советник д-р Йонатан Шехтер, с отличным знанием и пониманием Америки; посланник адв. Ицхак Молхо, опытный и осторожный человек с острым умом; ген.директором МИДа был д-р Дори Голд, репатриировавшийся из США, бывший послом Израиля в ООН и специалист по управлению; и Эли Грунер, ген.директор министерства главы правительства, репатриировался из США, работал в посольстве в Вашингтоне и хорошо разбирался в тонкостях американской администрации.

Каждому человеку есть замена, но нужно найти ее. Перечисленные ранее высокопоставленные специалисты ушли в отставку, но в лучшем случае они были заменены людьми без соответствующего опыта, а в худшем случае их кресла остались пустыми. Единственный оставшийся – посол в США Рон Дермер, и единственная состоявшаяся профессиональная замена была в Совете по национальной безопасности, когда бриг.генерала Якова Нагеля сменил Меир Бен-Шабат.

Сейчас Нетаниягу делает свою важную работу в одиночестве, и некому выполнять как следует необходимые задачи, сопровождающие межгосударственные процессы. Нет сомнения, что Нетаниягу – лидер исторического масштаба, но любой руководитель нуждается в качественных талантливых помощниках, на которых он может положиться, которые будут заниматься тяжелой детальной штабной работой и помогут ему достичь наилучших результатов, и не менее важно – избегнуть крупных ошибок.

Пример такой досадной ошибки – это предложение передать район Треугольника палестинцам, что фигурирует в плане Трампа как реальная возможность, о чем американцы говорят, что это было внесено в план по просьбе Израиля. Эта идея не только проблемная с точки зрения сионизма, безопасности, юриспруденции и морали, но и нет никого шанса, что будет реализована. Речь идет о мощной мине, которую мы закладываем сами себе. Качественная и ответственная группа помощников предотвратила бы эту излишнюю ошибку.

Нынешняя американская администрация симпатизирует Израилю, но, как и предыдущие, смотрит более широко на Ближний Восток. После каждой встречи с Нетаниягу Трамп встречается с десятками арабских руководителей, и на каждый израильский интерес выставляются десятки других просьб в регионе. Поэтому с нашей стороны требуются максимальные тщательность и осторожность в том числе в работе с американской администрацией. Если из-за халтурных помощников мы упустим исторические возможности, которые время предоставляет нам, это будет плач на поколения.

("Макор ришон" 7.02.2020)

Перевел Моше Борухович