Мир разрушается не от того, что много людей, а потому, что много нелюдей.
Еврейская мудрость
Что такое логика? С одной стороны, это наука о правильном мышлении, а с другой - искусство рассуждений. Так считали древнегреческие философы. Так считают и теперь. Причем не только философы. Но почему тогда и нержавеющая, казалось бы, логика все-таки ржавеет? Особенно если за нее берутся евреи. Ну что вдруг заставило "сладкую" компанию Ben & Jerry's, созданную Беннетом Коэном и Джерри Гринфилдом, запретить продажу своего мороженого в Иудее и Самарии? В знак протеста против их "оккупации". То бишь из чисто этических соображений, как теперь принято говорить. Правда, непонятно, исходя из какой этики? И почему именно сейчас? Может, кто-то ненароком подсказал? Не будем гадать. Глупость на то и глупость, что она всегда до тошноты логична.
Как бы то ни было, но скандал разгорелся нешуточный. И в самом Израиле, и за его пределами. С комментарием вынужден был даже выступить пресс-секретарь госдепа Нед Прайс. А израильский посол Гилад Эрдан призвал губернаторов 35 штатов, принявших специальные законы по противодействию антиизральским бойкотам и санкциям, применить их и в отношении мятежного Ben & Jerry's. Благо, такой прецедент уже был. Три года назад, когда под раздачу попала компания Airbnb, тоже пытавшаяся бойкотировать жителей Иудеи и Самарии. Но, попав под мощный пресс критики, быстро одумалась. Как только начнутся серьезные финансовые потери, а они, безусловно, начнутся, скорее всего, одумаются и в Ben & Jerry's.
Сам же инцидент, конечно, быстро забудется. Хотя то, что стирается из памяти, все равно остается на совести. В том числе и основателей фирменного бренда, которые поддержали бойкот, несмотря на то, что давно уже не у дел. Впрочем, интересней другое. Реакция "поселенцев". Вроде как бы предсказуемая. Дескать, шли бы вы, ребята. И вместе с тем задевающая за живое: нечего, мол, нам навязывать свой дух вражды и ненависти, которым и без того уже сплошь пропитано ваше местное еврейство. Наверное, они и сами даже не подозревали насколько резонансным был этот в запале брошенный в американский огород камень. Потому что как раз в тот момент появились результаты опроса, проведенного Jewish Electorate Institute, показавшего, что четверть американских евреев считают Израиль государством апартеида, а 9% и вовсе не прочь, чтобы оно вообще навсегда исчезло с карты мира. Среди молодежи подобного мнения придерживается каждый пятый. Кроме того, треть опрошенных поставили израильский расизм в отношении арабов на одну доску с американским расизмом против негров.
Можно по-разному относиться к тем или иным опросам. Они редко отражают реальность. Не случайно Андре Моруа называл общественное мнение не маяком, а блуждающими огнями. Но это не меняет сути, оставляя открытым вопрос: почему евреи постоянно конфликтуют друг с другом? Причем заранее зная, что ничего кроме вреда им это не принесет. Чтобы получить правильный результат, необходимо вложить правильные исходные данные. А для этого придется заглянуть вглубь истории. Вспомним эпизод с выходом из Египта. Когда евреи подошли к Красному морю и увидели, что за ними гонится отборное войско фараона, они разделились на четыре группы. Одни стали молиться, другие решили сражаться, третьи хотели вернуться назад, а четвертые готовы были наложить на себя руки, но только снова не вешать на шею ярмо рабства. И никто не был прав, ибо единственное, что от них требовалось - это просто идти вперед. А когда лидер колена Иегуды Нахшон бен Аминадав сделал это, море расступилось.
Способность слушать и слышать - далеко не одно и то же. Тут только хорошего воспитания мало. Да и опросы, какими бы правдивыми они ни казаались, совершенно бесполезны. Нужно особое чутье. Или, на худой конец, хотя бы интуиция. Ни один еврейский праздник не обходится без тех или иных символов. Особенно богат ими пасхальный Седер. Четыре бокала вина символизируют четыре этапа освобождения из египетского рабства. И соответствуют четырем изгнаниям, через которые предстояло пройти еврейскому народу. А "четыре сына" - это все те же четыре характерные группы евреев, которые ничуть не изменились за прошедшие 3333 года. В Суккот нам об этом напоминают четыре растения - этрог, лулав, мирт и ива. Они намекают на единство народа и взаимную ответственность друг за друга. Независимо от духовного уровня. Одни, как этрог, имеют вкус и запах. Другие, как мирт, только вкус. Третьи, как лулав, только запах. А четвертые и вовсе без вкуса и запаха. Как ива. Но лишь вместе они составляют единое целое.
Почему же несмотря на все это, евреи, пожалуй, чуть ли не самая разрозненная нация в мире? Ни одна страна не сравнится с Израилем по количеству политических партий. Ни в одной религии не насчитывается столько движений и направлений, сколько их в иудаизме. Давно общеизвестно: два еврея - три мнения. Тут и комментировать нечего. Классика! Но если заглянуть в Святое писание, то оно буквально пронизано любовью к ближнему. А примирение поссорившихся людей по праву считается одной из величайших заслуг. Ведь таким даром обладает далеко не каждый. И Аарон стал первосвященником благодаря именно этому своему таланту, а не потому что был братом Моисея. Но поколения сменяются поколениями, а что на поверку? Вместо вечной песни любви все та же барабанная дробь вражды и раздоров.
История - вещь скучная. И закоснелая. С одним и тем же содержимым. Если что и меняется, то только антураж да декорации. Никто не принес себе столько страданий как сами евреи. Давид царствовал сорок лет. В том числе 33 года стоял во главе объединенного царства со столицей в Иерусалиме. Сорок лет был царем и его сын Соломон, построивший Иерусалимский храм. А после его смерти мощное государство почти сразу распалось на два мелких - Израильское и Иудейское, которые постоянно враждовали между собой. И это стало основной причиной гибели как одного, так и другого. Породив заодно и массу последующих бед.
Вообще еврейскую историю библейских времен можно смело назвать летописью героизма и предательства. Вспомним несколько достаточно известных эпизодов. Например, осаду Иерусалима ассирийским царем Санхеривом. Город уже погибал от голода, когда "ангел поразил ночью в ассирийском стане сто восемьдесят пять тысяч человек" (Вторая книга царей, 19:35). Зачем понадобилась такая точность? Какая разница сколько вражеских воинов было уничтожено? Неужели это так важно? Да, важно. Потому что на стороне ассирийцев воевали и иудеи. Причем количеством, заметно превосходящим число защитников города. Схожая ситуация повторилась четыреста лет спустя, когда хасмонеи начали восстание против Селевкии, переросшее вскоре в гражданскую войну. Она то утихала, то вспыхивала вновь. И привела в итоге к потере независимости.
Именно это и стало прилюдией к тем трагическим событиям, в результате которых был разрушен Второй храм. Мы знаем о них, прежде всего, из книг Иосифа Флавия. Знаем и результат. Страна потеряла четверть населения. И еще десятая часть, составлявшая поистине цвет нации, сгинула на чужбине - кто на галерах, кто в гладиаторских боях, а кто от непосильного труда на рудниках да в шахтах. Но о главной причине народного бедствия Флавий так и не сказал. Хотя и намекнул вскользь. Поскольку его "Иудейскую войну" можно трактовать двояко. Как войну иудеев с внешними врагами. Или как внутреннюю войну одних евреев Иудеи с другими. Даже когда над Иерусалимом нависла смертельная опасность, они продолжали беспощадно истреблять друг друга. Вместо того, чтобы объединиться и дать отпор римлянам.
Имя этой, видимо, все-таки неизлечимой болезни - беспричинная ненависть, которая не раз приводила к общенациональной катастрофе. Талмуд называет ее "еще большим преступлением, чем язычество, разврат и убийство вместе взятыми" (трактат"Йома", 96). Куда уж дальше. Но евреи упорно из поколения в поколение наступают на те же грабли. Застарелые раздоры и разногласия никуда не делись, а наборот со временем только усугубились. Ими насквозь пронизаны все без ислючения сколь-нибудь значимые группы - будь то политические элиты или бизнес сообщества, средний класс или менее обеспеченные слои общества, религиозные или светские. Постоянно враждуя между собой, они умудряются грызться и внутри собственных структур. Как в диаспоре, так и в самом Израиле.
В общем, почти как у Жванецкого: «Не могу говорить о всех евреях - они тоже разные, но, конечно, под натиском обстоятельств у этих людей веками вырабатывались малопривлекательные черты». Между тем, еще две тысячи лет назад один из духовных лидеров народа Гилель так сформулировал основной принцип еврейской жизни: "Не делай другому того, что ненавистно тебе самому" (Вавилонский Талмуд, Шабат, 31а). Трудно с этим не согласиться. Почему же тогда это не стало нормой нашего общежития? Да если б все вдруг превратились в паинек, то мы просто взвыли бы от такой жизни. Ведь без греха не может быть и раскаяния. Только не надо путать единство с единением. В чем их отличие? В первом случае это, прежде всего, совокупность одинаково мыслящих людей, а во втором - общность тех, кто при наличии собственного мнения готов прислушаться и к мнению других. Но и это еще не все. Ибо сущность человека определяют не высокие идеалы или политические взгляды и пристрастия (они изменчивы), а его душа, которую называют частицей Б-га.
Так в чем же логика? В ее отсутствии. Ведь и у Карла Маркса были свои убеждения. И у Троцкого с Каменевым, который, говорят, кричал не "Да здравствует Сталин!", а "Шма Исраэл!", когда его поставили к стенке. Тоже какие-никакие, а воззрения. Как и у нынешних сандерсов, соросов и прочих зандов. И какое бы презрение они ни вызывали, относиться к ним надо так, как мы относимся к персонажам спектакля, где наряду с положительными всегда есть и отрицательные герои. Хотя бы исходя из того, что это Б-жественный спектакль. Не потому ли и Владимир Жаботинский настаивал на праве евреев иметь собственных мерзавцев и негодяев? Тем более, что и каббалистическая книга "Зоар" предупреждает: «Много нечестивых евреев придут вместе с другими народами, чтобы воевать против Иерусалима» (Шмот, 26).
Выходит, миссия невыполнима? Весь парадокс в том, что мы увлеклись поиском разумной жизни на Марсе и прочих планетах, не замечая, что теряем ее на своей. А жизнь, как эхо: что даешь миру, то и получаешь взамен. Поэтому дело не только в еврейской самоненависти. Она столь же иррациональна, как и бескорыстная любовь. Дело в поисках легких путей выхода из этого заколдованного круга, которые неизменно ведут к ассимиляции. И столь же неизменно разбиваются о железную стену антисемитизма. Не зря же предостерегал пророк: «И не бывать задуманному вами, тому, о чем вы говорите: будем, как другие народы, служить дереву и камню. Жив Я - говорит Г-сподь. Рукою твердой и десницей простертой, и яростью изливающейся воцарюсь над вами, и выведу вас из народов, и соберу вас из стран, в которых вы рассеяны» (Йехезкель, 20:32). А слова, которые мы выбираем, становятся домом, в котором мы живем.