Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Не трудно угадать, что творилось в головах Моше Кацава и его родственников в последние недели после раскрытий Колетт Авиталь в газете Гаарец: в кресло правого президента, который с позором был смещен с должности в 2007г., хотя кричал о невиновности, уселся высокопоставленный любимец левых, нынче подозреваемый в похожих преступлениях. Часть из усаживавших его в президентское кресло знали и молчали. Они не протестовали, когда новый президент призвал выбросить статую своего предшественника из президентского дворца или, по крайней мере, добавить унизительную надпись. Лишь через полтора десятка лет они открыли рот.

Но при всем понимании нынешних чувств в окружении Кацава – это не одно и то же. Отстраненному президенту из Кирьят-Малахи была дана возможность защищаться, Пересу – нет. Черновик обвинительного заключения против него был подан через 5 лет после его смерти. Он уже не может отрицать, нанять адвоката или представить алиби. Максимум, он может наслаждаться адвокатскими услугами высокопоставленных руководительниц Мерец и Аводы. Поэтому до тех пор, пока нет однозначных доказательств или фотографий, которые подтвердят подозрения, презумпция невиновности служит ему. Кстати, в точности, как она служит Ганди, несмотря на подозрения, высказанные в телепередаче Увда в 2016г. Суд после смерти – это в подавляющем количестве случаев дело небесного суда. Можно публиковать в газетах обвинения, но не осудить.

Что еще можно публиковать в газетах: удивление как это Шимон Перес стал президентом даже без всякой связи с приписываемыми ему сексуальными приставаниями. Почему вообще он был в свое время сочтен достойным этой высокой должности? Ведь уже в 2007г. – когда 86 из 120 депутатов Кнессета проголосовали за него – он считался отцом одной самых больших бед в истории государства Израиль – ословского соглашения.

Депутаты, проголосовавшие за него, и высокопоставленные журналисты, выстлавшие к его ногам красный ковер, хорошо знали чем закончилась его авантюра нового Ближнего Востока и сколько человек погибли в течение кровавого десятилетия, и что выстрадали с тех пор Сдерот и Ашкелон. По этому поводу был почти полный консенсус в Израиле. И в лагере мира многие признали, что ословские соглашения были ужасной ошибкой. Но несмотря на это они усадили архитектора катастрофы Осло в президентский дворец в Иерусалиме. Глупейшая романтика, подвигшая его летом 1993г. пожениться с одним из злейших наших врагов, продолжала очаровывать его левых приспешников несмотря на горькое прозрение после свадьбы. Они продолжали восторгаться энергией Переса, его оптимизмом и международным признанием со стороны наших ненавистников. Сейчас они наконец-то немного стыдятся, но все еще не по той причине.

Загадка на Кармеле

Мельницы справедливости мелют медленно, как известно, иногда это тянется дольше человеческой жизни. Через 70 лет после похищения и гибели активиста ЭЦЕЛя Йедидия Сегаля было выставлено на сайте гос.архива дело расследования британской полицией того похищения. Очень тонкая папка. В основном там речь идет о результатах вскрытия после смерти. Нет протоколов свидетельств, нет предположений о побудительных причинах, только сухое постановление на английском и арабском: Йедидия Сегаль был убит. Он не умер в результате ошибки его похитителей, он не был жертвой линча со стороны арабов. Он был хладнокровно убит тремя выстрелами и ножевым ранением.

В деле нет никаких предположений о том, кто стрелял и резал. Через 4 месяца англичане покинули Эрец Исраэль и оставили евреям эту загадку и еврейские войны.

Эта история – о которой 99% нынешних израильтян не знают – произошла в районе Хайфы. Командир ЭЦЕЛя Менахем Бегин описал ее в своей книге "Меред" (восстание) как угрожавшую разжечь гражданскую войну в разгар Войны за Независимость. Сомнительные герои этой истории – высокопоставленные руководители Хаганы – позже фигурировали в гораздо больше известных делах: расстрел Товянского, дело Лавона и резня в Кафр-Касем. Если бы они еще раньше были наказаны своими командирами, то, возможно, молодому еврейскому государству не пришлось бы испытать ряд позорных страниц. Если бы они были бы хладнокровно ликвидированы ЭЦЕЛем, то в 1948г. могла бы возникнуть еще одна Альталена. Но, по просьбе матери погибшего, ЭЦЕЛь стиснул зубы и гражданская война не вспыхнула, как свидетельствовал Бегин в своей книге. Малка Сегаль не хотела мести или раздора, она мечтала о мире в еврейском народе и, разумеется, хотела узнать, что произошло.

"Не слишком долго рука справедливости будет коротка", - обещал Бегин в своей книге. К большому сожалению, он ошибся. Рука справедливости была коротка на протяжение долгих лет.

Йедидия Сегаль – мой дядя (брат отца) – первый еврейский ребенок на Кармеле, выпускник школы Реали в одном выпуске с Аароном Ядлином, Ули Лубрани, Элиягу Хакимом и также матерью Уди Адива. Он погиб в возрасте 21 года. Примерно дюжину лет назад я опубликовал находки и выводы в книге "Только не гражданская война". На протяжение 300 страниц я воздерживался от употребления слова "был убит", потому что не собрал тогда достаточно доказательств, что он был убит или что его смерть была по вине Хаганы. Я предпочел формулировку "был похищен и похищение привело к смерти" или просто "умер". Сейчас, когда официальное расследование опубликовано, я должен внести уточнение.

Йедидия был рядовым активистом ЭЦЕЛя. Он не участвовал в дерзких операциях, запечатленных в истории подполья. В одну судьбоносную ночь зимой 1948г. он почти случайно оказался в районе краткой стычки между Бейтаровским подпольем и Хаганой. Отборное подразделение Хаганы было послано похитить его из его временного жилья на Хайфском Адаре и привезти в следственный отдел Хаганы на Кармеле. В течение нескольких часов он допрашивался там, почти наверняка с пытками. Под утро, как утверждали его следователи, он сумел убежать. После полудня его тело было найдено возле старого шоссе Хайфа – Тель-Авив, недалеко от арабской деревни Тира (нынешний Тират а-Кармель).

В ЭЦЕЛе были уверены, что тело было подброшено там Хаганой, чтобы произвести впечатление, что в ходе бегства от похитителей Йедидия заблудился и был убит арабами. По итогам моих расследований, включавших беседы с тремя из его похитителей, и я убедился, что тело было найдено на значительном расстоянии от места смерти. Согласно косвенным доказательствам, Йедидия умер вследствие пыток или был убит при попытке убежать. Это была сравнительно мягкая версия по сравнению с обвинением со стороны адвоката Шмуэля Тамира (позже ставшего министром юстиции), который бросил ключевому свидетелю от Хаганы на суде: "Вы пытали его, вводили ему уколы, привели его на грань смерти, и когда вы поняли, что не сможете увильнуть от наказания – вы ликвидировали его".

Свидетель энергично отрицал, но в свете опубликованных нынче результатов расследования британской полиции усиливается предположение, что адв. Тамир был прав. Усиливается, но не превращается в постановление суда. Пара вопросов остаются открытыми. Например, чем объясняются ножевые ранения на теле? Были ли они сфабрикованы, чтобы создать впечатление, что Йедидия был убит арабами? Может, выводы британского патологоанатома были несколько поспешными?

"Если будет найден убитый на земле… павший в поле, не известно, кто убил его; То выйдут твои старейшины и твои судьи и измерят (расстояние)" (Дварим 21:1). В случае Йедидии Сегаля измерения продолжаются уже более 70 лет.

("Макор ришон" 22.10.2021)

Перевел Моше Борухович