Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Главы коалиции позволяют себе проявлять бесчувственность во время трагического события, так как на любую угрозу устойчивости их власти они отвечают угрозой вернуться к прежнему правительству. При таком поведении все моральные нормы под угрозой

На заседании Кнессета на этой неделе преуспели лидеры нынешнего правительства опуститься даже ниже того уровня, какого нынешняя коалиция уже достигла ранее, когда во время заседания депутаты получили известие об аварии вертолета и гибели двух пилотов. Любому общественному деятелю должно быть ясно, что в такой ситуации перестают смеяться и демонстрируют серьезность и печаль. Это профессиональный политический указ. Возможно, это слышится несколько холодновато. Мы бы хотели, чтобы руководители государства чувствовали естественную импатию, как большинство из нас, и чтобы смерть солдат вызывала у них грусть, без режиссуры. Но это несколько оптимистическое предположение.

Большинство политиков – слишком циничные люди, которые осознанно вступили на жестокую арену, на которой иногда, чтобы продвинуться невозможно брезговать средствами, от которых нормативные люди предпочитают отдаляться. Другими словами, политическая игра преследования власти – это фильтр, оставляющий снаружи многих нормативных людей и продвигающий тех, кто характеризуется в какой-то мере усиленным эгоизмом и отсутствием тормозов, морали и чувства раскаяния. Стандартный термин для определения такого человека – психопат – нарушение, присутствующее, по научным оценкам, у 1 % населения, но, по мнению многих исследователей, это нарушение распространено на руководящих позициях.

Обладатели такого характера – различных уровней нарушения психики – в своем большинстве неплохие актеры, поскольку они лгут и притворяются без какого-либо чувства вины и без напряжения, которые сопровождают обман и которые побуждают большинство из нас колебаться и не дают нам фальшивить. Поэтому можно было бы ожидать на том заседании Кнессета, что дорвавшиеся до постов в правительстве уменьшат уровень своего веселья, которое они усиленно изображают со времени создания правительства, и изобразят боль, как ожидается от них.

Но на этот раз произошло нечто иное – исключительное – и трудно припомнить нечто похожее. Лапид, Беннет и Ганц (которые были без советников по пиару) продолжали демонстрировать свою обычную эйфорию. Бизнес, как обычно. Дела идут хорошо. В то время, как народ Израиля переживал за судьбу летчиков и сопереживал их семьям, лидеры государства паясничали, смеялись и развлекали друг друга, празднуя очередные достигнутые назначения в веселых селфи.

Перед телекамерами, перед всей страной демонстрировали формальный и альтернативный премьер-министры, а также министр обороны свое полное безразличие и бесчувственность по отношению к гибели двух офицеров ВВС. Такого мы еще не видели. Как можно объяснить это?

Полный иммунитет

Эти демонстрации веселья, возможно, слышатся достаточно проблемными сами по себе, но именно потому что этому не было прецедента и они настолько странные, то они свидетельствуют о глубоком и базовом изменении в политической игре в стране. Как мы ужу говорили, политическая система не изобилует праведниками. Как же это работает? Ответ заключается в том, что политики зависят от ясной системы стимулов: они находятся под общественным контролем, который приводит к тому, что если будут вести себя недостойно или принимать неправильные решения, то потеряют поддержку общества, а с ней и силу. Поэтому им лучше не только выглядеть человечными, но и буквально действовать на благо общества. В этих условиях личный интерес служит общественному интересу.

Демонстрация веселья и причуд на этой неделе в Кнессете показывают тот горький факт, что система стимулов общественного демократического контроля полностью перестала функционировать у нас. Политическая игра и ее правила изменились таким коренным образом, что премьер-министр и министр обороны не чувствуют, что они должны хотя бы изобразить боль и скорбь в тяжкий для общества час.

Это самое серьезное последствие пропаганды "только не Биби" – в тени этой пропаганды мы живем уже долгое время. Любому здравомыслящему ясно, что если бы правый премьер-министр провалился так грубо по такому чувствительному вопросу, то критика в СМИ достигла бы уровня, который при определенных обстоятельствах поставил бы под угрозу существование правительства.

Но Беннет, Лапид и Ганц знают, что они защищены. Они вне критики, поскольку в тот момент, когда их начинают критиковать – и не важно по какому вопросу и насколько они провалились – у них есть готовый ответ: "Вы хотите, чтобы Нетаниягу вернулся?" Эта реакция в системе, мобилизовавшейся, чтобы свалить Нетаниягу, является оптимальной защитой. Иммунитет порождает высокомерие, а абсолютный иммунитет порождает абсолютное высокомерие – как мы видели на этой неделе.

Этот иммунитет позволяет нынешнему правительству ломать любые рамки, и не только по вопросам, интересующим, в основном, правых, вроде развала безопасности в Иудее и Самарии, отказ от Негева, возобновление переговоров с палестинцами и т.д. Но и те рамки, из-за которых левые и их СМИ должны были бы возопить, так как общее благо общества выбрасывается на помойку.

Так, например, ученики школ бросаются на произвол Короны, пострадавшие экономически от эпидемии рискуют банкротством, минздрав разваливается, так как правительство приняло решение не бороться с эпидемией и смириться со смертностью от нее. Власть закона полностью обвалилась, а правительство инициирует антидемократические законопроекты, бьющие по свободе слова и не имеющие налогов в мире.

Это разнузданное поведение не удивляет, если вспомним, как левые пришли к власти. Мигали многие сигнальные лампочки. Но центральной проблемой является не тотальная мобилизация левых ради победы или публичная распродажа идеалов, устроенная несколькими бывшими правыми политиками. Проблема заключается в том, что вся общественная система претерпела изменение и переформировалась вокруг новой идеи – центральной дурацкой идеи: только не Биби.

Ради отстранения Нетаниягу от власти левые и их СМИ согласились отказаться от всех общественных норм, которые в прошлом были важны для них. Возможно, левые верили, что это временно, минутная жертва ради возвращения к власти, но когда базовые нормы улетучиваются, то задним числом оказывается, что всегда цена гораздо выше, чем оценивалась вначале: потому что нам легко забывать, что гораздо больше, чем мы храним моральные нормы, моральные нормы хранят нас.

Сейчас мы живем в политической действительности, отказавшейся от всех ограничений, позволяющих упорядоченную демократическую власть. Веселье политиков от коалиции во время трагических событий – это лишь верхушка айсберга победы психопатологии над общественным контролем. Печальный вывод заключается в том, что худшее еще впереди. Нынешние провалы и разнузданность не случайны. Они являются следствием базовых изменений, которые претерпела политическая система в Израиле. Этот ущерб еще будет сопровождать нас еще долгие годы, и он будет ответственным за будущие провалы исторических масштабов.

Но не беспокойтесь: при виде этого провала и развала Лапид, Ганц и Беннет продолжать развлекаться в состоянии эйфории – до того момента, когда кто-то укажет на их ответственность, и тогда их безмятежное выражение лица сменится хмурым и с упрекающим тоном они вытащат из рукава туза: "Так чего вы хотите? Чтобы Нетаниягу вернулся?"

("Макор ришон" 7.01.2022)

Перевел Моше Борухович