Решение правительства (которое является переходным правительством) о назначении бывшего судьи Верховного суда на должность председателя комиссии по высшим назначениям на гос.службе бьет все рекорды лицемерия.
Сомнительно видели мы все до сих пор такое грубое попирание – да еще публично – принципов законности и норм законного правления, которые еще недавно как священные и непоколебимые.
В течение лет, пока правые были у власти, объясняли нам, что переходные правительства не могут заниматься вопросами, имеющими долгосрочные последствия, хоть Основной закон о правительстве ничего не говорит по этому вопросу.
Как и по многим другим вопросам, БАГАЦ не поколебался высказаться вместо законодателя и не раз издал решение, что переходному правительству запрещается заниматься назначениями. Если у правых были возражения, то им немедленно затыкали рты именем общегосударственного подхода и "власти закона" – чудесные словосочетания, позволявшие левым плевать на закон и фактически удерживать власть в своих руках – даже когда избиратели решали иначе.
Вы не имеете права назначать на должности, - решительно говорили тогда правым, и этот громогласный указ был распространен и на незначительные должности, вроде членов религиозных советов. За этим запретом вроде бы стояла логика: поскольку эти назначения не отражали сиюминутную потребность, то можно подождать до формирования нового правительства, которое возникнет после того, как народ скажет свое слово, которое выразится в результатах выборов.
На этой неделе мы неожиданно узнали, что у этой логики есть странные границы. Эта логика действует, когда хотят ограничить правые правительства, но если переходное правительство не идентифицируется с правыми, то логика улетучивается – как будто и не бывала. И власть закона улетучивается или, по крайней мере, она уже не священна.
Назначение постоянного председателя комиссии по высшим назначениям перед выборами в Кнессет – это сиюминутная необходимость? Без этого государство Израиль не сможет функционировать? Ясно, что ответ на два эти вопроса отрицательный. И это не только теоретическое предположение: если государство Израиль выжило без особых потрясений в течение 5 месяцев со времени смерти предыдущего председателя комиссии судьи в отставке Гольдберга, без того, чтобы за это время ему была назначена замена, то нет сомнения, что государство продержится еще 3 месяца без председателя комиссии.
Левые в Израиле давно обнаружили (возможно, еще со времени Сталинского изречения "кадры решают все") прибыль, тающуюся в области назначений. Только студенты-первогодки юридических факультетов еще могут верить в мантру, что гос.служащие сделаны из особого материала, превращающего их в аполитичную волшебную палочку без лицеприятности и идеологической привязанности. Все остальные – в стране и в мире – знают, что без контроля над назначениями невозможно продвигать никакую политику.
Нет более эффективного пути увековечить продолжение гегемонии левого мировоззрения на важных перекрестках гос.службы, чем поставить на решающую должность обладателя ультралевого мировоззрения, вроде Мазуза. Слово "увековечить" не является преувеличением в этом случае. Председатель комиссии по высшим назначениям назначается на 8 лет. По израильским понятиям это буквально вечность.
Достаточно просмотреть, хотя бы вкратце, список решений Мазуза на его предыдущих должностях и его проблемные высказывания, чтобы понять, что за эти 8 лет он полностью использует свою должность во главе комиссии, чтобы диктовать свои убеждения обществу, которое в своем большинстве презирает эти убеждения.
Проблема не в тех или иных правилах игры, а в том факте, что они меняются все время в зависимости от игроков. Или на более простом языке: то, что разрешено левым, запрещено правым. Понятно, что "дыра Мазуза" призывает вора (прим.перев. – обыгрывается фраза: не мышь ворует – дыра в стене ворует) и нынешнее переходное правительство продолжит бушевать со своими назначениями до своей последней минуты. Хотите знать когда дыра будет закрыта именем власти закона, которая вновь будет священна? Когда будет избрано правое правительство и оно станет переходным перед следующими выборами.
17.08.2022
Перевел Яков Халфин