Тот, кто сталкивался с офицерами в званиях полковника и выше в боевых частях, помнит одно и тоже: 30-40 летние, с хмурым выражением лица, шествуют в окружении солдат срочной службы в должностях спешащих домашних карликов, выполняющих все их желания.
От приготовления кофе до оффисных услуг и частных подвозок. Эти офицеры с 20-25 летнего возраста не слышали отрицательного ответа на любую просьбу, поскольку они привыкли отдавать приказы в иерархической организации, в которой любой отказ от выполнения заканчивается (и справедливо) тюрьмой.
Они умеют руководить бригадными маневрами и секретными полетами, но никогда не вели даже домашнее хозяйство. Без какого-либо опыта вне теплого аквариума цвета хаки. Но несмотря на это почему-то от них высокие ожидания, когда они перескакивают в Кнессет или сбрасываются в качестве варягов в деловой мир на высокопоставленные должности.
Ожидания остаются даже, когда провалы, ляпы и нефункционирование этих высокопоставленных офицеров запаса накапливаются все больше. Все ждут, что придет следующий полковник. Он, наверняка, будет замечательным – ведь он был в армии!
2 забавных события последних дней демонстрируют эту беспомощность.
В первом событии были приглашены в студию телепередачи Ульпан шиши (пятничная студия) 5 бывших начальников генштаба на интервью с Дани Кошмаро.
Краткий пересказ: да, государство Израиль сильное, не, внешние враги не пугают нас, да, "внутренняя угроза" пугает, а также пугает народ, который не понимает, что хорошо для него, и т.д. Можно было бы подумать о сложных вопросах для этих типов с жуликоватым настоящим и смущающим прошлым – истории, включающие миллионные убытки частных фирм. Но Кошмаро не задаст им таких вопросов – ведь они командовали армией!
Второй случай происходил параллельно, но в далекой галактике – там развлекал в интервью полковник запаса Матан Кахана: армейские байки, которые он рассказывает о себе, включают разбегающихся во все стороны террористов, ползание за вражеские линии и полеты во главе авиазвена.
Он с удовольствием повторил бы эти россказни вместо перекрестного огня, которым изрешетили его журналисты Кальман Либскинд и Асаф Либерман, подвергшие его перекрестному допросу с приведением его лживых цитат и нахально не предоставили ему скидок за боевое прошлое, когда он, запутавшись, искал кнопку катапульты, которая спасет его от позора в прямом эфире.
Общее в этом облизывании начальников генштаба, которые согласились прибыть на интервью при условии, что им не будут задавать сложных вопросов, и унижение Матана Кахана – это два в принципе схожих мероприятия, которых, увы, не достаточно для общественности, чтобы понять, что у армейского звания нет преимущества вне армии, тем более, в парламенте.
Почему-то их повторяющиеся провалы встречаются удивлением. Как? Кахана лгал избирателям? Буги Яалон и Эхуд Барак выражаются грубо как старослужащий сержант в 202 батальоне? Ганц разрушил компанию хай-тек? Но ведь они пришли из армии!
Пришло время усвоить, что все – правые и левые, вязаные кипы и ультралевые – проваливаются на этом: есть люди, у которых армейский опыт – не преимущество, а предупредительный сигнал.
Даже мой приятель сказал мне, а он знает – он был в армии.
1.09.2022
Перевел Яков Халфин