Упражнение по обществоведению: "Евреи пришли навестить друга в районе Иерусалима, толпа арабов набросилась на них и забросала из камнями. Это перешло в столкновение, на пике которого голова одного из евреев была разбита камнем, а один из арабов получил удар ломом. Как поведут себя израильские правоохранительные органы? А) Арестуют арабов, начавших драку. Б) Введут комендантский час в том районе, так как там постоянно забрасывают камнями евреев. В) Не делайте удивленное лицо, вы в точности знаете кто будет арестован, а кто нет.
На прошлой неделе были арестованы и отправлены на допрос в ШАБАК два еврейских парня по подозрению в участии в нападении на араба в квартале Шимон а цадик. Был издан особый судебный ордер, воспрещающий встречу с адвокатом, что немедленно вызвало озноб у всех, кто помнит пытки арестованных молодых евреев по подозрению в поджоге в деревне Дума, а также об арестованном из дела об экскурсии возле Ариэля (история закончилась закрытием дела), когда под арестованные, не имевшие доступа к адвокату, прошли жестокие издевательства со стороны следователей ШАБАКа. Запрет на встречу с адвокатом вызывает еще бОльшее удивление в свете того, что речь идет об относительно легком параграфе УК, в отношении которого не задействуется такой драконовский запрет.
На это дело также был наложен запрет на публикацию в СМИ – по просьбе полиции и судебному ордеру – запрет был снят только в последний вторник. Эта история вскрыла наготу судебной системы и системы правоохранительных органов, избирающих явно нападки только на одну сторону в таких случаях. В то время, как вы читаете эти строки, по-видимому по крайней мере, один из этих парней освобождается судом на ограничительных условиях, но даже если оба уже не будут за решеткой под угрозой допроса в ШАБАКе, этот случай юридической несправедливости должен запомниться.
Основа этой несправедливости, как объясняет адв. Нати Ром из организации "Хонену", представлявший одного из арестованных, - искаженной представление происшествия перед судом. Полный отрыв от арабского нападения, от обстоятельств дела, как будто речь шла о нападении со стороны еврейских парней. Это произошло в дни Суккот. Группа еврейских ребят прибыла к дому жителя квартала Шимон а-цадик Таля Йошваева, который постоянно подвергался нападениям со стороны арабских соседей. Парни хотели отпраздновать там симхат бейт а-шоэва. Под мангалом уже был разожжен огонь и музыка уже была включена. Но тут арабские соседи решили, что это им не нравится и шквал камней и валунов обрушился во двор семейства Йошваев. Евреи вышли на улицу отбросить бесчинствующих, и в ходе стычки один из арабов разбил голову 17-летнего Итамара Алькоби большим камнем с близкого расстояния. Алькоби был доставлен в отделение интенсивной терапии больницы Адасса-Эйн Керем, будучи без сознания и подключенным к аппарату искусственного дыхания. Лишь через несколько дней он пришел в сознание. Через 12 дней он был выписан из больницы, но ему предстоит долгое лечение.
Присутствие полиции не месте происшествия было минимальным и не эффективным. Евреи вышли защищать себя из опасения, что в дом семейства Йошваев будет брошена бутылка с зажигательной смесью, как уже случалось в прошлом. Даже амбуланс не смог быстро добраться до дома и друзья Итамара вынесли его на руках из квартала.
Раненный в голову, лежащий без сознания в больнице, не слишком мешал покою полиции. Его отец - Дов Алькоби – рассказал в интервью, что на следующий день он по своей инициативе обратился в полицию, чтобы сообщить о происшедшем, так как не получил от них никакого звонка. В телефонном центре полиции 100 ответили ему, что "слышали что-то" о вчерашнем случае, что вызвало удивление у Алькоби, ведь это уже было в СМИ. Сонный полицейский попросил у него данные и затем пообещал послать ему линк, по которому можно будет переслать подробности и видеоролики с места происшествия.
Но тут встряхнулись следователи полиции и ШАБАКа, как будто ведро со льдом вылилось на их головы. Выяснилось, что защищаясь кто-то из евреев ударил ломом нападавшего араба. Тут система проявилась во всей своей мощи и, как сказано, двое еврейских ребят были взяты на допрос в ШАБАК и в течение 6 дней не могли встретиться с адвокатом. Их арестовали по подозрению "в нападении из расистских побуждений".
Адв. Нати Ром, занимавшийся этим делом с той минуты, как ребята были арестованы, описывает возмутительное поведение полиции, ШАБАКа и суда. "В первый вечер и ночь я все время просил, чтобы мне показали судебный ордер, запрещающий встречу с адвокатом, но они отказались. Всю ночь я не спал, в 8 утра послали мне копию ордера, вступившего в действие в 5 часов утра. То есть всю ночь не было запрета на встречу с адвокатом, и все же не дали мне встретиться с арестованными".
Солидное головное покрытие судьи окружного суда в Иерусалиме Тамар Безек-Раппопорт не помогло ей в понимании реальности, представленной ей в суде ШАБАКом, и она утвердила продолжение драконовского ордера, запрещающего встречи с адвокатом. Но на том же судебном заседании адв. Нати Ром был поражен напускной наивностью в свидетельствах полицейских и ШАБАКовцев. "Единственное, что обосновывает возможность проведения следствия ШАБАКом без адвоката – это следствие дела из расистских побуждений", - объясняет он. - "Так я спросил их на обсуждении: на чем основывается ваше расистское побуждение? Ведь в пресс-релизе, изданном полицией после этого случая, говорилось о драке, в которой обе стороны нападали друг на друга. Но суду они представили только нападение на араба, несмотря на видеоролик, в котором видно, что нападению подверглись евреи, и этот видеоролик был во всех СМИ. Я спрашиваю полицейских и представителей ШАБАКа: вы не слыхали, что 17-летнему еврейскому парню до того там разбили голову? Они говорят: нет! Я вновь говорю им, что на допросе в суде они обязаны говорить правду. Лишь тогда они начинают "вспоминать", что было нападение на еврея. Я спрашиваю: есть ли араб, арестованный по подозрению в нападении, - они увиливают и говорят, что не знают, может, в другом полицейском участке. Я сказал им: если так, то расисты – это вы! Вы занимаетесь только одной стороной дела, расследуете только еврея. Как можно докопаться до правды, не упоминая, что произошло там до этого, не упоминая обстоятельства?!"
Чудесным образом на следующий день после этого обсуждения в суде был арестован араб, подозреваемый в нападении на Алькоби. Кстати, его не взяли на допрос в ШАБАКе и ему не запретили встречи с адвокатом, он всего-навсего был допрошен в полицейском участке Шалем. Он увидел свой дом гораздо раньше, чем арестованные ШАБАКом евреи. На этой неделе, после того как, наконец-то, встретились с адвокатом, сообщили арестованные евреи о тяжелых условиях ареста. Хоть на этот раз ШАБАК не использовал допрос в стиле инквизиции, но и пребывание в карцере и препятствование сну и молитвам значительно выходят за рамки относительно легких преступлений, в которых они подозреваются.
"Система безопасности хочет, в основном, спокойную жизнь себе и сосредотачивает усилия на евреях", - подытоживает адвокат Ром. - "Эти события создают шум и помеху для них. Поэтому араб, тяжело ранивший еврея в голову, допрашивается в местном полицейском участке и обычными методами, но если еврей замешан в драке с арабом, то он будет преследоваться системой безопасности чрезвычайными методами в виде запрета на встречу с адвокатом, запрет публикации в СМИ и допросы в ШАБАКе. К сожалению, силы безопасности прикладывают усилия против тех, кто подвергся нападению - законопослушных граждан, а не против врага. Я призываю силы безопасности проснуться, действовать против врагов и остановить волну террора. Мой подзащитный ни на кого не нападал и не случайно в итоге суд собирается освободить его".
(БеШЕВА, 3.11.2022)
Перевел Яков Халфин