30 лет назад Осло перестало быть столицей Норвегии – королевства фьордов – и стало чем-то абсолютно другим. С конца августа 1993г. оно является синонимом самого болезненного процесса в истории государства Израиль. Этот процесс предназначался принести мир, но принес войну. Уменьшил размеры страны, но увеличил ее кладбища. Непосредственное количество его жертв превысило тысячу. Глава правительства был убит. Карта опасностей для государства Израиль резко изменилась в худшую сторону.
До Осло не была запущена ни одна ракета из Газы, после Осло – десятки тысяч ракет. До Осло мы не нуждались в разделительной стене в Иудее и Самарии, сейчас есть стена даже в Иерусалиме. Есть и коррумпированная палестинская автономия в Рамалле, которая тащит нас в Гаагу, раздувает BDS по всему миру и платит зарплату заключенным у нас арабским террористам. Огромное количество оружия собрано на территории, которую израильское правительство передало ПА в 90-е годы – в десятки раз больше, чем было у палестинцев, когда ЦАХАЛ контролировал территории. В недалеком будущем это оружие может разжечь 3-ю интифаду – более опасную, чем предыдущие – которая будет включать нападение вооруженных формирований на еврейские населенные пункты с обеих сторон зеленой линии.
Было ли до Осло положение с безопасностью идеальным? Нет. Но соглашение Осло должно было улучшить ситуацию, а не ухудшить. "Хватит слез и крови", - заявил Рабин на официальной церемонии подписания в Вашингтоне. Йоси Бейлин написал об Осло в том году, что "настоящим экзаменом для Осло будет экзамен крови: если прольется больше крови, то Осло провалилось".
Согласно этому простому индексу, нет сомнения, что Осло полностью провалилось. Гораздо больше крови пролилось после Осло, чем до него. Бейлин признался в этом. Он не просит прощения, но признает. Постоянное состояние войны между палестинцами и Израилем не позволяет бейлинам говорить об успехе. Они обвиняют поселенцев, Нетаниягу, Игаля Амира, Арафата тоже, но должны прийти с упреками к себе. Один из помощников Рабина как-то открыл мне ящик в своем кабинете, чтобы показать мне фотографию в рамке церемонии подписания в Белом доме. Когда вспыхнула 2-я интифада, он снял эту фотографию со стены и запихнул в ящик.
Какова была самая большая ошибка архитекторов Осло? Не стремление к миру за счет земель праотцев. Рабин еще в 1974г. заявил, что может ездить в Гуш Эцион с визой. Он и Перес годами агитировали за территориальные уступки. Вернувшись к власти, они подготовились реализовать эту формулу. Им казалось, что она позволит решить раз и навсегда демографическую проблему. Они не поняли, что в жизни есть нерешаемые проблемы и предпочтительнее жить с ними, чем пытаться навязать нереальное решение.
Вера, что именно Арафат спасет Израиль от проблем с демографией и безопасностью, была извращенной мыслью. И идея, что можно поделить маленькую страну на 2 государственных образования, которые будут поддерживать хорошие отношения. Арафат ни секунды не думал жить в мире с Израилем. Как и Абу-Мазен. В 2008г. Ольмерт предложил палестинцам почти всю Иудею и Самарию и половину Иерусалима в рамках постоянного соглашения, но Абу-Мазен отказался. С точки зрения Абу-Мазена и Арафата Осло было прелюдией к уничтожению Израиля, а не к примирению. Убийственная банда ООП, которую Рабин и Перес привезли из Туниса в 90-е годы, получила от них то, что могла дипломатическим путем, и с тех пор огорчает жизнь государству Израиль, терпеливо ожидая постепенного развала. У Рабина, Переса и Бейлина не было терпения. Они хотели мира здесь и сейчас, и поэтому проиграли все.
Сейчас есть почти консенсус, что правы были правы. Если бы можно было вернуть все обратно, а ООП в Тунис, большинство израильских граждан поддержали бы это. Шломо Бен-Ами - один из лидеров Шалом ахшав - сказал в интервью в 2017г. от имени Леи Рабин, что "если бы ее муж знал куда привело Осло, он бы перевернулся в гробу".
Если так, то почему правые не отменили соглашение Осло? Камень, которое глупое правительство бросило в колодец, даже 10 умных правительств не могут вытащить. Есть соглашение, есть международное сообщество и левые.
Счастье, что есть поселенцы. В отличие от того, что сказал Рабин на заседании правительства в 1993г., они не проживают в "политических поселениях". Их вклад в безопасность очень велик. Поселения, за которые они держались ногтями, несмотря на враждебность СМИ и теракты, - это самые существенные укрепления в сердце территорий. Без них ЦАХАЛ давно ушел бы оттуда, как ушел из Газы с последним поселенцем и позволил превращение Газы в Хамасстан. Поселения обеспечивают традиционное сионистское решение. Через 145 лет после основания Петах-Тиквы даже Ливия и Саудовская Аравия ведут переговоры с Израилем.
("Макор ришон" 1.09.2023)
Перевел Моше Борухович