Земля оставшаяся
Нам известно что добро воздаётся, зло наказывается.
Воздаяние добра – в первую очередь – радость.
«Прямодушным – радость»
Пс. 97:11
Злые тоже бывают рады, но это злорадство.
В этом вероятно наказание.
Нам известно о воздаянии и наказании в Будущем мире.
Воздаяние – память праведных радует.
Наказание – память о делах злодеев проклята, а их – стёрта.
Добро побеждает и в единицах измерения победы.
Добро – то что соответствует Закону жизни.
Если мы свидетели победы жизни – добро побеждает.
Рамбам писал о предположениях существования тел в Будущем мире с сарказмом:
«Но жизнь Будущего мира – это жизнь, вслед за которой нет смерти, ведь
там нет тел, ибо мы верим – и это верно по мнению всех мудрецов, что в
Будущем мире обитают души без тел, подобные ангелам. И доказательством
служит то, что тело состоит из органов, предназначенных для удовлетворения
потребностей души, и существование тела было необходимо лишь для определённых
целей: потребления пищи для поддержания тела и производства себе подобных
для поддержания вида. А поскольку в Будущем мире эти функции упраздняются
и потребность в них исчезает, как ясно сказали наши мудрецы: «Нет в нём
ни еды, ни питья, ни интимной близости», то нет в нём и тела – таково значение
их слов. Ведь Б-г, да будет Он благословен, не производит бесполезных вещей,
но создаёт их только для определённой цели. И упаси Б-г, чтобы Его подлинные
создания уподобились созданиям идолопоклонников – «Рот у них – а не говорят,
глаза у них – а не видят, уши у них – а не слышат...» (Пс. 115:5-6). Такими
выглядят создания Творца, да будет Он благословен и превознесён, в глазах
тех, кто воображает, что Он сотворил органы, не придав им никаких функций.
А
возможно, по представлению этих людей, обитатели Будущего мира лишены всех
органов, но обладают только телами, и, возможно, они круглые или подобны
столбам или квадратам, поставленным ярусами друг на друга. И взгляды этих
профанов служат посмешищем для всех народов – «если бы они промолчали,
это было бы вменено им в мудрость» (Ийов 13:5)».
«Свиток о воскрешении мёртвых», гл.4 (Далее «Свиток о В. М.»)
Это слова Рамбама о попытках материализовать духовные понятия:
«Беда в том, что толпа не верит в иную реальность, кроме материальных
тел, и, по её представлению, не существует ничего, что не является телом
и не происходит в теле. Иное не умещается в сознании невежд, и поэтому
большинство из них верит, что и «творец» - тоже материальное тело, потому
что, если бы он не был материальным телом, то он бы, по их представлению,
не существовал. Но подлинным мудрецам – а не тем, кто только на словах
называются «мудрецами» - известно из духовного откровения, что существование
сущностей, независимых от материальных тел, более реально, чем сами эти
тела. И более того: неверно сказать «более реально», но духовная реальность
и есть подлинная реальность, на которую не влияют сменяющие друг друга
случайности материального мира.
И этим мудрецам стало совершенно ясно из духовного откровения, что
Творец, да будет Он благословен, бестелесен, и поэтому Его существование
обладает абсолютной реальностью. И также существование всех Его бесплотных
творений – т. е. Ангелов и душ – более реально и устойчиво, чем существование
тел. И поэтому мы верим, что в Будущем мире обитают отделившиеся от тел
души, подобные бестелесным ангелам.
[Я бы сказал – реальность яблока заканчивается с его падением, реальность
гениальности симфонии со временем становится реальнее.]
...
И как может человек понять слова Торы так, как понимают эти профаны
(т. е. Из того, что Тора говорит об ангелах, как о людях – например, ангелы,
навестившие Авраама, «ходят», «говорят», «едят», «пьют», - «эти профаны»
заключают, что ангелы и обитатели Будущего мира телесны), - ведь ангелы,
по самому своему существу, отделены от тела также, как и обитатели Будущего
мира. Они (эти профаны) думают, что мы знаем о существовании ангелов только
из традиции, основанной на Торе. Но разве вдумчивое исследование не свидетельствует
о реальности ангелов и о существовании душ?!"
[Я бы сказал - ангелы - это стечение обстоятельств, в этом они себя
проявляют.]
Ожидание оживления праха душеотвратно. Это напоминает рассказ А. Гайдара
о «горячем камне». Когда старик отказался жить повторно. Ему была дорога
прожитая жизнь.
Оживут Давид и Шломо в бытность царя-мессии который придёт.
И чем они будут? Экс-царями?
А ведь «во времена мессии будут ещё богатые и бедные, сильные и слабые»
Да и умрут они так же как мессия, но повторно.
«Так видно нам из написанного там [в Талмуде, Санх. 92:] что те люди
души которых вернутся в тела их будут есть и пить и совокупляться и рожать
и умрут после очень длительной жизни, такой какой она будет во времена
мессии. [что уже сказал ясно раби Элиэзер сын раби Йоси hа-Галили (Санх.
92:): «Мёртвые которых оживит Йехезкель – поднялись в Страну Израиля и
женились и родили сыновей и дочерей» и после этого умерли.]
И действительно, жизнь после которой нет смерти – это: жизнь Будущего
мира, в котором нет тел.» («Свиток о В. М.», 4)
«И что в Будущем мире – существуют отделённые души, я хочу сказать:
знания [память?]» («Свиток о В. М.», 2)
«... и мы сказали: что не видели людей переговаривающихся только о воскресении
мёртвых [далее В. М.]: «встанут голые или одетые» (Санх. 90:) ... ведь
мы пояснили там, что В. М. – краеугольный камень Торы Моше, с ним мир,
и что оно [Воскресение мёртвых] не конечная цель; но конечная цель –
жизнь Будущего мира.» («Свиток о В. М.», 1)
«многие места в Танахе указывают ясное указание не терпящее толкования
об отрицании В. М., как сказано: «Если умрёт человек, оживёт ли он?!
(Ийов 14,14)...
«Прежде чем уйду – и не возвращусь – в страну тьмы и смертной тени»
(Ийов 10,21) И это в Ийове многочисленно...
«Разве творишь Ты чудо для мёртвых? Разве встанут усопшие, будут славить
Тебя?» (Пс. 88,11)
И сказано: «И помнил Он, что плоть они, дух уходит и не вернётся» (Пс.
78,39)
И когда поищешь в Танахе, все вообще стихи найдёшь отрицающими В. М.,
только стихи Исайи, и с небольшим всматриванием выяснится что это сомнительно:
аллегория это или правда. И то что в явном стихе Даниэля: «и пробудятся
многие из спящих во прахе земном...» (Дан. 12,2); и «и успокойся, и встань
по жребию своему в конце дней» (Дан. 12,13) – это также что вызвало у людей
большое сомнение...
Тора не упоминает это понятие [В. М.] вообще ни в намёке, также
как и в разъяснении» («Свиток о В. М.», 5)
Рамбам говорит о двух стихах из Даниэля как о единственном явном упоминании
в Танахе о возвращении душ в тела:
«и мы поставили его [В. М.] среди принципов Торы и сказали: что не
следует толковать два явных стиха, указывающих на него [В. М.] ясным подтверждением,
которое не терпит толкования.» («Свиток о В. М.», 8)
Эти стихи:
«(1) И поднимется в то время Михаэйл, князь великий, стоящий над сынами
народа твоего, и будет время бедствий, какого не бывало с тех пор как стал
народом (и) до этого времени. И спасется [бегством] в то время народ твой,
все те, которые найдены будут записанными в книгу (жизни). (2) И пробудятся
многие из спящих во прахе земном: одни – для вечной жизни, а другие – на
поругание и вечный позор.» (Дан. 12,1-2)
«(13) Ты же иди к концу и упокойся, и встанешь по жребию своему в конце
дней".» (Дан. 12,13)
Но.
Те кто знаком с «князем великим» Михаилом Сергеевичем, «великой алиёй»,
с дедушками и прабабушками, которых «откапывают» чтобы уехать в Израиль
– как сказано:
«вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас из погребений
ваших, народ Мой, и приведу вас в Землю Исраэля. И узнаете, что
Я – Господь,...» (Йех. 37,12-13)
и наоборот – с прабабушками которых «закапывают» поглубже чтобы откреститься
от них – как сказано:
«в собрании народа Моего не будут они, и в писание дома Исраэля не
будут вписаны они, и в Землю Исраэля не войдут;» (Йех. 13,9)
«Именно потому, что сбивали с пути Мой народ, говоря : «Мир», - но
нет мира;» (Йех. 13,10) - но это из несколько иной темы.
Те кто знаком или сейчас познакомился, смогут расставить точки над
i – где тут сказка, а где наука. А где обыкновенное чудо – народ встал
из «спячки» в прахе под ногами народов, так как сказано было пророком тысячелетия
назад, и вернулся в Страну Израиля. Тысячелетия народ хранил веру в гонениях.
Когда казалось бы на смену Заповедям пришла «эмансипация» и растворение
в народах замаячило отчётливо, пришла награда – возвращение.
В формулировке принципа В. М., а его дал Рамбам, нет слов «возвращение
душ в тела», но есть – память.