Из беседы рава Меира Кахане в Йом Кипур 1987 года Дарка шель Тора. N.555. п/я 4005, Эфраим 44829, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
"И встал Йона, чтобы убежать в Таршиш от Всевышнего" (Йона, 1, 3).
(Прим. переводчика: в Йом Кипур в молитву Минха читают Книгу Йоны). Комментируют
Мудрецы: "Сказал Йона – уеду за границу, там не проявляется Б-жественное
присутствие" (Махильта). Йона пытался сбежать подальше от Б-жественного
присутствия потому, что не хотел призывать жителей Нинве к раскаянию. Он
опасался, что они прислушаются к призыву и раскаются, а жестоковыйный Израиль
не сделает этого. Такое развитие событий нанесло бы сильный ущерб Израилю
– гои выглядели бы лучше евреев. Из любви к Израилю побежал Йона в Таршиш.
Воьникает вопрос – если так, то в чем грех Йоны?
ЗАПОВЕДЬ НАДО ИСПОЛНЯТЬ, А НЕ ПРОИЗВОДИТЬ РАСЧЕТЫ О ВОЗМОЖНЫХ
ПОСЛЕДСТВИЯХ ЕЕ ИСПОЛНЕНИЯ
Основной принцип иудаизма – миссия еврея возвеличивать Имя Всевышнего
в этом мире и выполнять заповеди Творца. Если еврею нужно исполнить заповедь,
а он начинает производить, даже с самыми благими намерениями, расчеты возможных
последствий, то этот еврей грешит. Сказано: "Не старайся быть слишком правым".
Йоне нельзя было заниматься расчетами, поиском наиболее правильного образа
действий, думать что найдет решение более мудрое чем подчиниться повелению
Всевышнего.
ЛЮБИТ ТОТ, КТО СТАРАЕТСЯ УБЕДИТЬ
Несколько лет назад я повстречался со странным евреем. Перед наступлением
Субботы он выходил на улицу и кричал: "Шабат, Шабат!" Сначала я подумал
– что за глупец, чем помогут его крики. Но потом понял, как велик этот
еврей. Он выполняет заповедь "убеждай" и не думает о том, что скажут о
нем окружающие, насколько преуспеет он в призыве соблюдать Шабат. Он выполняет
свою обязанность и только Всевышний знает какой эффект произведут действия
еврея.
НЕЖЕЛАНИЕ УБЕЖДАТЬ ВЕДЕТ К ЛИЦЕМЕРИЮ
В Книге пророка Йермияху (28) описывается история несостоявшегося спора
между Йермияху и лжепророком Хананией бен Азуром. Йермияху напророчествовал,
что утварь Храма будет вывезена в Вавилон. Ханания утверждал, что уже через
два года вся утварь будет возвращена. Когда услышал пророк Йермияху утверждение
Хахании то, хотя знал что оно лжепророчество, сказал: "Амен, да сделает
так Всевышний" То есть, не соглашаясь со лжепророком но не желая спорить
с ним, Йермияху слицемерил. Ему надо было твердо заявить: "Не так сказал
Всевышний". Йермияху был наказан за свое поведение. Мудрецы рассказывают
в трактате Сота Вавилонского Талмуда, что Йермияху погиб от руки внука
Ханании – "каждый, кто лицемерит по отношению к злодею, падет от руки злодея,
а если не от руки злодея, то от руки сына сына злодея". Уклонение от выполнения
заповеди "убеждай" и лицемерие неразрывно связаны друг с другом. Нам необходимо
сказать самим себе – мы должны опасаться лишь уклонения от действий, совершить
которые повелевает Всевышний. В этом смысл выражения: "принять бремя Царства
Небесного"
Перевод Б.Новака.