Maof

Thursday
Dec 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
К столетию «Кровавого воскресения» Статья написано до 9 января 2005г.

Есть две бесконечности -
Вселенная и человеческая глупость.
И я не уверен относительно первой.
А. Эйнштейн
 

Нам, Меиру и Моше, особенно хорошо помнится то, что было очень давно. Причина этого понятна и хорошо известна по литературе. Не подумайте, однако, о нас слишком плохо. Мы – не свидетели или участники события столетней давности. Но привыкли с детства считать 9 января днём народного траура, побоища, организованного провокатором и теми, кто его направлял и платил ему. И потому сейчас, в предверии выборов квазираиса - главы «Палестинской автономии», назначенных почему-то на 9 января, нам бередят душу ассоциации – это ведь день столетней годовщины «Кровавого Воскресения», 9 января 1905 года, когда на Дворцовой площади Санкт-Петербурга была расстреляна демонстрация рабочих, шедших с челобитной к царю Николаю Второму, ныне, кажется, канонизированному Русской православной церквью. А мы помним старое изречение: событие, первоначально трагическое, повторяется затем в виде фарса, но, иногда, правда, опять трагедии.
Как же, спросите вы нас, соотносится это событие с нашими делами? Ну, во-первых, и тут и там толпа, ведомая сходными личностями, однако стоящие сейчас за спиной куда повыше полицмейстера будут. Во-вторых, и тогда и сейчас толпу ведут невыносимые страдания: тогда – увольнение четырёх рабочих, сейчас – невыносимый гнёт "оккупации". В этом убедили провокаторы – тогда местные, вроде городского полицмейстера, сейчас – бери куда выше, и не забывай про заграницу.
Есть и ещё одно примечательнейшее сходство. Знаете ли вы, наши уважаемые читатели и читалки, кто шел по правую сторону от попа Гапона? Кто был, фактически, инициатором этих судьбоносных дел, хотя, как потом выяснилось, и не понимал толком, что делается?
Как некоторые из вас уже, наверное, догадались, а многие – просто знают, этот человек не мог не быть нашим соплеменником (иначе бочка была бы без затычки), и он был им – это Петр Рутенберг (1876-1942). К тому времени он был крещен и со всей страстью души иудейской решил спасать угнетаемых россиян и иже с ними... Кстати, процедура спасения обошлась демонстрантам, не вынесшим страданий четырёх уволенных., в 1216 убитых.
Однако, известен и другой результат этого похода. Через несколько месяцев неожиданно выяснилось, что поп Гапон, мужественный и почти идеальный вождь борьбы с невыносимым, получал за эту борьбу деньги от полиции. После расстрела демонстрации он попытался и Рутенберга склонить к тому же, т.е. взять в "дело". Рутенбург отказался, что явно не современно и здесь аналогии никакой уже не будет. Кстати, гнев зашёл тогда так далеко, что ЦК партии эсеров, к которой приналежал Рутенберг, приговорил Гапона к смерти. Приговор, повешение, был приведен в исполнение – Рутенберг сам его и осуществил! Конечно, пособники Абу-Гапона его не осудят, поскольку народное дурачьё будет обмануто сейчас их совместными усилиями, да и гонорар, простите, помощь на восстановление разрушенного хозяйства (интересно, что они под этим понимают?) был, есть и всегда будет разделен "впереди идущими".
Рутенберг после дегапонизации нашел в себе душевные силы вернуться к реальной жизни: прошел в Италии в 1915 г. обряд возвращения в иудаизм с полагающимся ему бичеванием, сблизился с Жаботинским, затем с Вейцманом и Бен-Гурионом, участвовал в попытке организации Еврейского легиона. После краткой интермедии в России, когда он предлагал Керенскому в 1917 г. арестовать и расстрелять Ленина и Троцкого, Рутенберг, теперь уже, точнее снова, Пинхас, в 1922 г. навсегда переезжает в Палестину. В 1929-31 г.г. он возглавляет весь ишув и, талантливый инженер, создает планы ирригации и электрофикации всей Палестины, строительства плотин и электростанций. А реальным памятником ему стоят Хеврат Хашмаль, начавшаяся с построенной им и работающей до сих пор электростанции, и сооруженный на завещанные им деньги Хайфский университет. Это – неплохое дополнение к ликвидации провокатора. (Можно ли ждать, по аналогии, моральной ликвидации Абу-Гапона его прозревшими сторонниками из других палестин? Сомневаемся, не тот нынче мораль пошёл.)
Пинхас Рутенберг преодолел свою юношескую «левизну» и по праву может считаться одним из предвестников современного еврейского государства.
Ну а как, спросит читатель, Абу Мазен, он ведь выученик Е. Примакова, стипендиат ЦК КПСС, должен ведь он знать историю русских революций? Почему же именно такая дата? И еще: есть ли по его правую руку какой-нибудь прекраснодушный иудей?
Что касается кровопролития толп "невыносящих", то оно несомненно будет – при всём нашем нежелании и стремлении к полному невмешательству – ведь именно за то им и платится, поскольку регенерация "невыносящих" – эффективнейшее капиталовложение, при хорошей возможности, к тому же, смыться от наказания за организованное «дело».
А как относительно еврейского участия в избрании квази-"раиса"?
Ну как вам сказать: оно осуществляется как мелко и формально – в виде дежурного раввина из Нетурей Карта, так и крупно и по существу! Последнее – главным образом израильскими и международными "левыми" радетелями прав обиженных «оккупированных» палестинцев – среди них немало, к сожалению, историков («новых», так сказать), журналистов и т.д.
«Они же делают глупость!»,- скажете вы, наши читатели. И будете правы. Но вспомните эпиграф. А также размер помощи мирового сообщества.
Однако, нам очень не хочется, чтобы в таких "выборах", смахивающих по афёристости на поход Гапона 1905 г., существенную роль играло бы правительство Израиля – наш возраст все еще родит и лелеет наивность.
Давать кому-либо советы – не в наших правилах: мы не раввины и не моралисты, мы просто двое немолодых (скажем так) евреев, немалое количество лет проживших, многое видевших и немало передумавших. Поэтому мы можем лишь призвать наших заблудших, как мы думаем, сограждан: перечтите, ну хоть в связи с годовщиной и наступающими событиями, историю Пинхаса Рутенберга, преданного последователя, а затем палача попа Гапона, друга великого террориста Бориса Савинкова а затем – Максима Горького, пришедшего к дружбе с Жаботинским и Вейцманом, к реальному строительству будущего Израиля.
Мы не сомневаемся, что заблудшие израильтяне (и даже некоторые иностранцы) тоже когда-нибудь раскаются, но маловероятно, что они смогут повторить вторую часть жизни Рутенберга и удостоиться его славы. А очень жаль. Хорошо бы, чтобы даже "левый" народец не мельчал уж в конец.