Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Материал сайта www.evrey.com

(1.11-05) Опрос общественного мнения, проведенный израильскими СМИ накануне состоявшегося сегодня открытия зимней сессии Кнессета, выявил тотальное недоверие граждан Израиля к руководству страны. Лишь 11% опрошенных заявили, что израильская власть «честна и неподкупна».
При этом 88% опрошенных по тем или иным причинам отказывают ей в данных качествах. 69% израильтян считают, что израильские лидеры замешаны в коррупции и далеко не всегда преследуют государственные интересы, а так же, что «руководство страны с каждым годом все больше деградирует».
Любопытны данные, приводившиеся вместе с результатами данного опроса. В Западной Европе по тем или иным причинам не доверяют власти согласно опросам, 46% населения. В США и Канаде таких граждан 50%. В государствах Дальнего Востока - 73%. А в странах Латинской Америки продажной и не заслуживающей доверия власть считает (в относительном выражении) почти столько же граждан, сколько и в Израиле - 87%.

Комментарий
Видимо, существует некий уровень доверия развитого общества к собственному руководству, опуститься ниже которого для данного руководства означает потерять моральное право (даже при наличии формального) руководить страной.

88 % населения, не доверяющих действиям и решениям собственной власти, - такой показатель, думается, с лихвой перекрывает любые «нижние планки» и красные линии, после пересечения которых власти, называющей себя «демократической», остается лишь срочно назначать досрочные выборы. Логично было бы ожидать, что, получив подобные результаты опросов, власть в Израиле, как минимум, «схватится за голову». Но нет. Все идет своим политическим и государственным чередом.

Между тем, уровень недоверия к власти, который показывают опросы израильского общественного мнения, вплотную приближается к реальному (а не показному) уровню доверия к политическим властям во времена позднего СССР, где, как известно, уровень недоверия к действиям власти приближался к «99,99 %».

При этом следует отличать недоверие части общества к проводимой руководством политической линии или программы (такое недоверие вполне закономерно для противников той или иной партии, голосовавших против нее на выборах), - от тотального недоверия к моральной чистоте, честности побудительных мотивов, движущих руководством страны (а именно о недоверии такого рода идет речь в данном случае).

Приходится констатировать, что в честности и моральной состоятельности власти, ей отказывает почти все (88% нельзя даже назвать «подавляющим большинством») населения страны! За редкими и довольно странно выглядящими исключениями: 11% респондентов, несмотря на все события последнего времени (в частности, коррупционные скандалы в верхних эшелонах власти), заявили, что израильская власть « честна и неподкупна». 13% не только не замечают очевидной для большинства опрошенных «деградации власти», но и наблюдают в деятельности израильских лидеров «признаки прогресса» (!!!).

Тотальное недоверие к «избранникам» тем не менее, не выливается в бурные и вообще в сколько-нибудь заметные акции протеста обманутого властью общества. Последнее обстоятельство ясно говорит о том, что (наряду с вполне адекватным осознанием полной «профнепригодности» израильских властей), израильским обществом овладела опасная социальная апатия. И даже вполне иррациональная эйфория неоправданных ожиданий. Парадоксальным образом 34 процента опрошенных заявили, что наибольшего доверия из всех политиков по прежнему заслуживает… глава кабинета Ариэль Шарон, на котором как раз и сходятся коррупционные «узлы» всех громких скандалов последнего времени.

Перспективы
Что же означает для Израиля подобный уровень доверия общества к власти? Каковы могут быть последствия такой оценки обществом морального уровня своих избранников?
Просматриваются два «магистральных» варианта развития событий.

Первый: общественность тем или иным путем приходит к убеждению о необходимости коренного изменения не только персонального состава высших эшелонов власти, но и самой структуры и принципов формирования этой власти, что в свою очередь повлечет серьезные изменения в нынешней форме государственного устройства страны и в требованиях к моральным качествам руководителей.

Второй вариант менее радужен: осознавая пропасть между необходимым для здорового развития страны, уровнем политического руководства и реальным уровнем этого руководства, - общество смирится с данной ситуацией. Добровольно согласится стать в одном ряду с южноамериканскими и другими, вполне одиозными, режимами планеты.
В этом случае, можно смело ожидать новых политических и прочих потрясений, в результате которых израильские граждане хоть и с серьезным запозданием, но осознают практическую невозможность мириться с коррумпированной, беспринципной и продажной властью, готовой в каждый удобный момент поступиться коренными интересами вверенной ее заботам страны и рядовых граждан (см. вариант 1-й).