Иродион - одна из важнейших построек царя Ирода Великого на искусственно насыпанной горе в Иудейской пустыне неподалеку от поселка Текоа. Иродион использовался как летний дворец, монумент, семейный склеп, столица округа и крепость. Построен он был - по обету - на том месте, где Ирод когда-то выиграл битву у войска Мирьям Хасмонейской, вынудившей бежать претендента на престол из Иерусалима. Для этого Ироду пришлось увеличить гору по высоте примерно на треть - на 200 ступеней из белого мрамора. Это, кстати, единственное место, носящее имя Ирода. Национальный парк Иродион расположен в 15 километрах к югу от Иерусалима и около 5 километров на юго-восток от Бейт-Лехема, близко к древним дорогам, ведущим на Мертвое море. Иродион был построен в 23-20 годах до нашей эры как грандиозное сооружение, состоящее из 2-х частей: Иродион верхний - дворец, крепость и монумент, облаченные в искусственную гору, имеющую форму вулкана, и Иродион нижний, находящийся у подножия и включающий в себя многочисленные дворцовые корпуса для членов царской семьи и его детей. Здесь был центр округа, хотя сам царь приезжал сюда крайне редко. Ирод очень гордился своим строительством и когда в 15 году до нашей эры к нему приезжает в гости Агрипа, зять и заместитель императора Августа, Владыки Вселенной, Ирод устраивает ему экскурсию по своим дворцам и крепостям - здесь, в Иерихоне, Баниасе и других местах. После смерти Архелая, сына Ирода (4 год до нашей эры - 6 год нашей эры), Иродион принадлежал римским наместникам до 66 года, когда перешел в руки евреев во время великого восстания против римлян. Повстанцы воздвигли на месте синагогу и бассейны для ритуального омовения, и находились там 4 года, пока крепость не была захвачена римскими войсками. Наряду с Михваром, Макариусом и Масадой, крепость эта пережила падение Иерусалима и была захвачена позже. Иродион был заброшен до 132-135 годов, когда в нем обосновались участники восстания Бар-Кохбы. После подавления восстания место было оставлено, и заселение здесь возобновилось только в византийский период (5-7 века) когда на развалинах крепости поселилась большая община византийских монахов - отшельников, которые построили здесь три церкви из камней иродианских сооружений. Позже, эти же камни использовались для строительства арабских домов округи. После арабского завоевания в 7 веке место было вновь покинуто до тех пор пока в его окрестностях не поселились бедуины, женившиеся на беженках-арабках из лагерей несколько десятков лет тому назад. Текоа. Первое упоминание о поселении - книга Иисуса Навина, тогда Текоа было одним из важнейших городов в горной части Иудеи, захваченной евреями. Его удачное расположение на дороге, проходящей по восточным склонам Иудейских гор обусловило быстрое развитие города. Упоминается также на стелах египетского фараона Шишака (Шешонка), совершавшего походы в Израиль и захватывавшего здесь города. Во времена Реховоама - 10 век до нашей эры - стал важнейшей военной крепостью. Здесь - родина пророка Амоса, который был пастухом, но «Господь взял его от овец». В библейские времена местные жители занимались обработкой знаменитого иерусалимского камня, строительством и сельским хозяйством. Жители Текоа участвовали в восстановлении Второго Храма во времена возвращения евреев из вавилонского галута. Упоминается в войнах Йонатана Хасмонея как одно из мест битв за независимость Израиля. В римско-византийские времена и во время Иудейской Войны по свидетельству Иосифа Флавия являлся крупнейшим в стране производителем зерновых культур, в том числе пшеницы. Здесь действовали и воевали и Шимон Бар-Гиора и Бар-Кохба. В самом начале 4 века св. Харитон построил на склонах вади Текоа одну из своих отшельнических лавр, которая называлась Лавра Сука или Сикс. Арабы считают, что лавра была разрушена водным потоком после сильных дождей, но на самом деле монастырь был уничтожен персами в 614 году. Пещера Харитона - самая большая пещера в Израиле. Легенда утверждает, что в ней жил сам святой, а до того именно там прятался от царя Саула будущий царь Давид. Римский христианский историк Евсевий в 4 веке упоминает о Текоа в своем фундаментальном труде «Ономастикон», в частности, как о месте захоронения пророка Амоса. Таковым его считали вплоть до средних веков, однако сейчас никаких оснований для этого не находят. В 1139 году в пещере нашли убежище от налетов сельджуков местные христиане. Современный Текоа - большой и красивый поселок, основанный около 20 лет тому назад как смешанный - в нем проживают как религиозные так и секулярные евреи, репатрианты и старожилы, здесь очень много выходцев из России, есть небольшая промышленность и активно ведется строительство. На горе Гило расположена арабская деревня - пригород Вифлеема Бейт-Джала и еврейский поселок на самой вершине - Хар Гило. В еврейском поселке есть небольшие раскопки поселения времен конца Первого - начала Второго Храмов, а на склонах горы стоит знаменитейший Кремизанский Монастырь, уже более двухсот лет снабжающий весь христианский мир святым вифлеемским вином очень высокого качества. На горе Гило, как считается жил и воевал Георгий Победоносец, родившийся и умерший в Лоде, поэтому здесь много церквей, ему посвященных, а над любым христианским домом можно увидеть его изображение. |