Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Первая война между Израилем и Хизбаллой закончилась вничью, а в войне такого сорта ничья означает практически победу террористов. Тем не менее, нет никаких сомнений, что если бы Израилю позволили продолжить массированное наступление, которое он начал за два дня до прекращения огня, он бы, в конце концов, разгромил Хизбаллу на юге, хотя и за счет больших потерь, как своих, так и Ливана, и патрона Израиля, Соединенных Штатов. Именно поэтому война была остановлена.
Самой очаровательной частью любой резолюции Совета Безопасности ООН является ее преамбула, которая неизменно начинается с «упоминания» всех предыдущих резолюций по тому же вопросу, полностью проигнорированных, что и потребовало принятия новой резолюции.  Поэтому только что сочиненная резолюция 1701, перед тем, как обязать вернуть Южный Ливан под контроль ливанского правительства, перечисляет семь резолюций Совета Безопасности, первая из которых была принята 28 лет назад; все эти резолюции предусматривали выполнение того же требования.
Однако предполагается, что на этот раз мы должны поверить в серьезность намерений ООН. И все же тот факт, что ответственность за воплощение резолюции в жизнь возложена на офис Кофи Аннана – не продемонстрировавшего честности, компетентности или нейтральности – выдает определенную несерьезность всего этого предприятия с самого начала.
Следует подчеркнуть, что если бы Израилю удалось в ходе военных действий достичь своих стратегических целей, не было бы нужды принимать какую-либо резолюцию. Израиль вычистил бы Южный Ливан в одностороннем порядке и диктовал бы свои условия.
Но этого не случилось. Первая война между Израилем и Хизбаллой закончилась вничью, а в войне такого сорта ничья означает практически победу террористов. Тем не менее, нет никаких сомнений, что если бы Израилю позволили продолжить массированное наступление, которое он начал за два дня до прекращения огня, он бы, в конце концов, разгромил Хизбаллу на юге, хотя и за счет больших потерь, как своих, так и Ливана, и патрона Израиля, Соединенных Штатов. Именно поэтому война была остановлена.
Избежав такого исхода с помощью прекращения огня, Соединенные Штаты тем самым взяли на себя определенные обязательства. Госсекретарь Кондолиза Райс заверила, что эта резолюция не останется на бумаге; что в ней достаточно явно используется язык 7-го раздела Хартии ООН (т.е. раздела, оговаривающего право и механизм использования силы для воплощения резолюции в жизнь), чтобы сделать ее достаточно действенной; что, в самом деле, будет организована буферная зона к югу от реки Литани, что там будут дислоцированы достаточно крупные и хорошо вооруженные международные силы, которым будет дано право на силовое вмешательство.
Однако, уже через несколько дней эти заверения стали расползаться, как изношенная ткань. Хизбалла заявила, что она не намерена разоружаться. Правительство Синьоры в Бейруте согласилось на формулу «не спросили – не сообщили», согласно которой Хизбалла сохраняет всю свою инфраструктуру к югу от Литани – бункеры, оружие, боевиков – с косметической оговоркой, что все это не будет демонстрироваться открыто. Предполагается, что не будет производиться никаких действий по укреплению этой инфраструктуры, но все остается на месте в ожидании приказа о начале войны в удобное время.
Такая ситуация означает, по существу, возвращение к предыдущему статус кво – то есть в точности к тому, чего Соединенные Штаты пообещали не допустить, поскольку это явится для сил демократии и умеренности в регионе стратегическим поражением.
Мы движемся к полному отказу от американской фундаментальной позиции. Ставки высоки. И не столько для Израиля, который, в конце концов, сам позаботится о себе. Когда придет теперь уже неизбежный второй раунд, Израиль отвергнет оказавшуюся столь провальной нерешительную политику Ольмерта и обзаведется новым руководством, прибегнет к новой тактике и использует новое оборудование (например, новое дорогостоящее бронирование для танков, которые оказались столь уязвимыми для современного иранского противотанкового оружия. – Автор почему-то счел нужным не отметить, что это оружие было поставлено Ирану Россией, либо изготовляется Ираном по российской лицензии – Прим. перев.).
Самой большой ставкой, с точки зрения Америки, является сам Ливан. Ливан был самым большим и самым ободряющим достижением процесса демократизации, запущенного с большим риском после вторжения в Ирак. Бейрутская Весна, освобождение от власти Сирии и избрание прозападного правительства (вместе с первыми выборами в Ираке, которые вдохновили то, что произошло тогда в Ливане) были высшей точкой достижений доктрины Буша.
Сирия, Иран и Хизбалла усердно трудились над тем, чтобы повернуть этот значительный прогресс вспять. Хизбалла ухитрилась проникнуть в правительство. Расследование роли Сирии в убийстве Рафика Харири забуксовало. И теперь, после психологического успеха в войне с Израилем Хизбалла может вскоре стать в Ливане доминирующей силой. Ливанская армия на юге будет выполнять приказы Хизбаллы. Хизбалла не просто возвращается к роли «государства в государстве». Она становится государством, а правительство Синьоры будет играть для нее роль витрины.
Именно поэтому обеспечение того, чтобы сила Хизбаллы была сведена к минимуму с помощью достаточно мощных международных сил, обладающих мандатом на ее разоружение, является критическим фактором. Ибо сколько бы она ни хвалилась, Хизбалла потерпела серьезный военный ущерб и громадные потери в живой силе, оружии и инфраструктуре. Сегодня она находится в состоянии максимальной слабости. Но это продлится недолго. Новые поставки оружия и восстановление инфраструктуры уже начались.
Так что сейчас не время для представителя США в ООН говорить в ответ на вопрос о создании международных сил, что «это, на самом деле, входит в обязанности Секретариата ООН». Разве что только официально, но если мы не будем интенсивно работать за сценой, чтобы быстро обеспечить это нелепое и неподходящее образование настоящими войсками, вооруженными соответствующей боевой техникой и обладающими нужным мандатом, момент будет упущен. А вместе с ним и Ливан.

© 2006 WPWG

Опубликовано на Интернет-сайте Jewish World Review  18 августа 2006 г.

Перевод с английского Эдуарда Маркова, МАОФ.
19 августа 2006 г.

Статья на английском