Некоторые выдержки из этого интервью особенно интересны:
Ахмед Шейх: Во многих арабских странах исчезает средний класс. Богатые всё богатеют, бедные беднеют. Посмотрите на школы в Иордании, Египте или Марокко: в каждый класс втиснуто до семидесяти учеников. Как могут учителя работать в таких условиях? Государственные больницы также находятся в безнадёжном состоянии. И это лишь некоторые примеры. Но они показывают, насколько ситуация безнадёжна для нас на Ближнем Востоке.
Пьер Хойманн: Кто несёт ответственность за эту ситуацию?
А.Ш.: Израильско-палестинский конфликт является одной из наиболее важных причин, подливающей масла в огонь этих кризисов и проблем. Основа наших проблем возникла в день образования государства Израиль. Запад должен, наконец, придти к пониманию этого. Всё было бы намного спокойнее, если бы палестинцы получили свои права.
П.Х.: Не хотите ли вы сказать, что если бы не Израиль, в Египте внезапно возник бы демократический строй, в Марокко улучшилась бы система школьного образования, а в Иордании начали бы лучше работать государственные больницы?
А.Ш.:Именно так.
П.Х.: Не могли бы вы мне объяснить, какое отношение ко всем этим проблемам имеет израильско-палестинский конфликт?
А.Ш.:Палестинский вопрос чрезвычайно важен для арабского образа мыслей.
П.Х.: То есть, в конечном итоге, дело заключается в чувстве самоуважения?
А.Ш.:То-то и оно. Всё оттого, что мы всегда проигрываем Израилю. Людей на Ближнем Востоке терзает мысль, что такое маленькое государство, как Израиль, с населением всего лишь в 7 миллионов, способно победить арабскую нацию, насчитывающую 350 миллионов. Это ранит наше коллективное "я". Палестинская проблема сидит в генах каждого араба. Проблема Запада заключается в том, что он этого не понимает.
Я полагаю, что последние замечания абсолютно верны. Мы недостаточно осознаём, насколько сильно арабами движет чувства унижения и ущемлённой гордости. Вспомните, как яростно они реагировали на датские карикатуры, на речь Папы Римского в Регенсбурге, вспомните политическое убийство и многочисленные угрозы, связанные с показанным в Нидерландах фильмом “Submission” («Покорность»). Но хуже всего они реагируют на государство Израиль, которое возникло из ничего, и спустя несколько десятилетий выросло в самое процветающее, сильное и демократическое государство в регионе. И оно выросло, находясь буквально в самой их гуще, несмотря на то, что они делали всё возможное, чтобы этому помешать (одной из целей образования Лиги арабских государств была именно эта). Существование Израиля является самым красноречивым доказательством несостоятельности арабских государств, их разобщенности (если бы не это, они вероятно, победили бы Израиль), а также гегемонии Запада. Различия между арабским миром и Западом ясно видны между разделёнными лишь 20 километрами Газой и Ашкелоном, или между Ариэлем и соседствующими с ним лагерями палестинских беженцев. Нигде это не проступает столь очевидно, как в еврейских поселениях, где палестинцы работают, получая меньше, чем принятая в государстве Израиль минимальная зарплата, но при этом то, что они получают, в много раз превышает то, что они бы заработали на палестинских территориях.
Палестинский вопрос является "центральным для арабского образа мыслей" не потому, что палестинцы угнетены больше, чем где бы то ни было на Ближнем Востоке, в Чечне или в Иране, а потому, что унижение намного хуже всего этого. "Такая маленькая страна способна победить арабскую нацию. Это ранит наше коллективное 'Я.'"
Остальное, извините меня, ерунда. Если бы не было государства Израиль, школы и больницы не пополнились бы более квалифицированными учителями или лекарствами, женщины и диссиденты не получили бы больше прав, а Сирия и Египет не стали бы процветающими государствами. Проблемы Ближнего Востока существовали задолго до образования государства Израиль, и не уменьшатся после его исчезновения. Израиль поместил эти проблемы под увеличительное стекло, сделал их заметными, подобно тому, как хороший ученик в классе тупиц делает их провалы болезненно очевидными и отметает все оправдания тем, что уроки неинтересны или учитель плох. Разочарование в недостаточном развитии арабского мира находит выход в ненависти к Израилю.
Замечания Ахмеда Шейха также показывают, что речь идёт не столько об оккупации, сколько о самом существовании государства Израиль, и о том, что арабские страны оказались не способны его уничтожить. Страны арабского мира поставили перед собой недостижимую задачу - уничтожить Израиль, и, по-видимому, могут вернуть себе чувство собственного достоинства и гордости только в случае победы над Израилем. Маленькие или частичные победы (или даже случаи неполного поражения) воспеваются, как например, египетская "победа" в 1973 году или "победа” Хизбаллы в недавней войне в Ливане. Несмотря на то что в этом - возможный ключ к окончанию противостояния между Израилем и aрабскими странами (вот ведь Египет смог заключить мир с Израилем только после того, как почувствовал, что его честь восстановлена), недавние "победы" Хизбаллы и Хамаса (а палестинцы в своём большинстве верят, что именно Хамас изгнал Израиль из Газы), не привели к более умеренному или примирительному отношению, а лишь увеличили жажду новых побед и укрепили веру в то, что они возможны.
Вместо того, чтобы стремиться восстановить честь при помощи продолжения войны, лучше бы они показали миру способность построить своё собственное общество, обеспечивающее своих граждан достойным образованием и медициной, а также рабочими местами. Разве не было бы величайшей победой над Израилем, если бы палестинцы смогли превзойти его в экономическом росте и в уровне образования? Если бы Нобелевских лауреатов было больше среди арабов, чем среди евреев?
Все права на текст оригинала принадлежат автору, 2006.
Оригинал на английском опубликован на сайте http://www.zionism-israel.com 14 декабря 2006 г.
Перевод с английского Галины Зелевинской, МАОФ.
Декабрь 2006 г.
Статья на английском