Материал сайта Washington ProFile http://www.washprofile.org
Сегодня в глобальном мире происходят
параллельные идеологические
процессы. Мир выходит из эпохи по имени "пост". Скорее, выползает или
всплывает из омута, на дне которого еще булькают фукуямы. Они все ещё
утверждают, что, так как противостояние западной либеральной цивилизации
с
исламской версией фашизма не является борьбой между двумя одинаково
сильными
созидательными культурными системами, которые могут в равной степени
контролировать и развивать современные науки и технологии; делать бизнес,
создавать и преумножать богатство; иметь дело со всем многоцветным
разнообразием современного мира, то Западные институты, имеющие на
руках все
карты, и дальше будут распространяться по всему миру. И хотя по дороге
к
прекрасному будущему нам предстоит разобраться с катастрофическим настоящим,
но их базисная концепция верна, текущий, а вернее горящий конфликт
скоро
сойдет на нет, и вернется старый "новый мир", все более интегрированной
экономики, как только мы избавимся от летунов Бен-Ладена, чеченских
любителей мюзиклов и устроителей фейерверков из Дженина. То есть обещанный
и
возвещенный ими прекрасный "конец истории" не наступает по смехотворно
ничтожной причине - ему мешает ужас без конца.
Френсис Фукуяма верит в логику истории,
что позволяет ему глядеть
далеко вперед. Поэтому он уверен, что западные "общечеловеческие" ценности
и
западные институты?, равно как и научный метод, открытый на Западе,
имеют
общечеловеческое значение и победят во всем мире. Рано или поздно мир
со
множеством своеобразно пахнущих культур станет просто культурным. А
в
культурном обществе лучше всего пахнет тот, от кого ничем не пахнет.
Для того чтобы сопротивляться Западу,
ты должен перенять западную
технологию и методологию, которые повлекут за собой западный тип образования
и общественного устройства, западные темпы и образ жизни. То есть,
для того,
чтобы сопротивляться Западу, ты должен стать им, а превратившись в
него,
родимого, ты теряешь всякую мотивацию сопротивляться глобальной
вестернизации.
Сегодня, по мнению Натальи Серовой, вопрос
стоит по другому: "Либо
западная цивилизация перестроится, мобилизуется, откажется от всего
лишнего
и мешающего, вернется к библейскому "око за око" и победит, либо будет
тем
или иным способом поглощена или разрушена молодым, пассионарным, а
главное
уверенным в своем праве на насилие и победу противником. Эту альтернативу
можно расшифровать и иначе - либо западная цивилизация победит, перестав
быть собой, либо вообще перестанет быть".
Вот тебе и ценностный выбор: между регрессией
и исчезновением.
По-видимому, на каком-то этапе мир заблудился и заехал в тупик. И теперь
по
чрезвычайно узкой, проторенной нами же дороге, мы выбираемся задним
ходом.
Деградируем, чтобы выжить.
В гениальном предвыборном копирайте Хилари
Клинтон, будущий сенатор от
штата Нью-Йорк, сидя в машине и сжимая переключатель скоростей, заявляла
Если я еду вперед – я нажимаю "D". Если я подаю назад – я нажимаю "R".
"D" - в данном случае не только автомобильный "drive", но и вперед
идущие
"демократы". "R" - соответственно и "revers", и более консервативные
"республиканцы". После трех черных сентябрей генеральным идеологическим
курсом выбран "реверс". Выбирая между регрессией и исчезновением, страны
-
жертвы террора решили дать задний ход. Чтобы выбраться из тупика. Чтобы
выбраться. Чтобы выжить. В основном, это происходит в сфере идей. Проблемы
экономики и обвальный кризис в области высоких технологий кажутся лишь
незначительными побочными эффектами глобального мировоззренческого
отступления. Мы подаем назад на узкой горной дороге, развивая необыкновенную
скорость. Мы уже проехали "холодную войну" и "войну мировую", "империализмы"
и "колониализмы", предлагавшиеся как новейшие радикальные средства
излечения. Чем дальше, тем быстрее мир движется назад. Доколе?
Ровно до тех пор, пока не достигнем перекрестка
с которого можно будет
вырулить на иную дорогу, чтобы ехать вперед. В связи с необычайной
скоростью
обратного хода, можно с уверенностью утверждать, что эпоха "реверс"
закончится в неотдаленном будущем. Она по определению не может быть
долгой.
Вопрос только в том: где в истории массового сознания та идеологическая
развилка, достигнув которой можно будет выбрать правильную дорогу?
Вопреки
ожиданиям многих думаю, она все же ближе к нам, то есть хронологически
позже
крестовых походов. Тем более ближе великой Римской империи, в каковую
сегодня намеревается превратится Америка, интенсивно изучающая латинский
и
проверяющая на слух понятие Pax Americana, образованное по аналогии
с Pax
Romana ("Римский мир") . Скорее всего исходной точкой переосмысления
станет
эпоха зарождения "нового времени", когда на смену "христианскому" миру
Европы пришел "цивилизованный Запад", когда из бутылки был выпущен
"дух
капитализма", когда наука отделилась от религии и духовности, техника
от
теоретической науки, человек от творения рук его... Нам придется заново
переосмыслить, перегруппировать, переформулировать базисные принципы
и
понятия, такие как: индивид, гуманизм, государство, общество…
Какой будет новая идеологическая схема
глобального мира? Определить её
сегодня невозможно, как описать внешность ребенка еще не родившегося
у
неизвестных родителей. Однако можно попытаться выделить некоторые черты
с
большей или меньшей долей определенности. Новая нормализация будет
основываться на принятии принципиально новых норм общности и управления.
Безусловно, это не будет культурная система пост-пост-пост… Хватит
поститься! От пахнущего мертвечиной безыдейного постмодерна через
сегодняшнюю регрессию мир движется к новой живой идеологии – к обретению
новых, первичных ценностей, смыслов и целей.
Вообще, России, тяжелее всего пережившей
эпоху "пост", первой
пережившей роковой "черный сентябрь", раньше всех задействовавшей механизм
"реверса", раньше всех предстоит выйти из этого кризиса с новыми
концептуальными предложениями. Израиль привнесет в новейшее проектирование
собственную побеждающую традицию, идущую от библейских пророков и
талмудических мудрецов, через Герцеля и отцов-основателей Израиля,
традицию
высвечивания будущего и преодоления кризиса дезадаптации.
Что же касается мусульманского
мира, то лихорадка, охватившая его,
свидетельствует, не столько о катастрофическом отставании, сколько
о
наступлении "нового времени" и внутри "умма исламия". Презрительно
употребляющие по отношению к исламскому миру термин "средневековье",
должны
вспомнить, что наиболее радикальные проявления религиозной нетерпимости
и
фанатизма, как инквизиция, охота на ведьм, сожжение книг и людей -
возникли
уже на излете и по окончании темных веков, как реакция на наступление
"нового времени". Именно появление таких монстров как Бин-Ладен доказывают,
что исламский мир, никогда не ведавший реформации, переживает свое
обновление, которое не гарантирует нам спокойствия в ближайшие десятилетия,
а может быть и века. Но этот процесс ещё и оздоровит, и перенацелит
цивилизованный мир.
Мы не вечно будем ощущать себя в тупике.
"У истории тупиков не бывает.
Есть только промежутки!" - говорил мудрый Тынянов. Из эпохи по имени
"пост",
цивилизованный мир движется в эпоху по имени "пред". Пока человечество
находится только в подготовительном классе понимания собственной истории
и
управления общественными процессами. История не кончилась. Мы ждем
ее
появления. Сейчас в промежутке в России, в Америке, в Израиле вырабатываются
концептуальные заготовки на будущее. Тынянов утверждал, что в период
промежутка нам ценны вовсе не "удачи" и не "готовые вещи". Мы не знаем,
что
делать с хорошими вещами, как дети не знают, что им делать со слишком
хорошими игрушками. Нам нужны потенциальные "выходы" и решения. Вещи
могут
быть сами по себе "неудачны", главное, что они приближают возможность
"удачи".
Фрэнсис Фукуяма
Может ли получиться нечто путное из радикального ислама?