Хоть это и может показаться кому-либо парадоксальным, но американские
христиане-евангелисты – так называемые «правые христиане» - являются преданными
и искренними друзьями Израиля и еврейского народа. И не так уж редко они
проявляют себя более стойкими и непоколебимыми сторонниками Израиля, чем
даже сами американские евреи. Нет сомнений, израильтяне должны дорожить
таким отношением и такими друзьями.
Пэт Робертсон долгое время был для многих американских евреев пугалом.
Когда Анти-дефамационная Лига опубликовала в 1994 году брошюру «Религиозное
право: атака на терпимость и плюрализм в Америке», треть ее 193 страниц
была посвящена Пэту Робертсону и Христианской коалиции. «Неоднократные
ссылки на Америку, как на христианскую страну», - говорилось в брошюре,
- «оскорбляет не только евреев, но и всех тех, кто высоко ценит религиозную
свободу».
Леонард Фейн, выдающийся еврейский активист, писал в журнале «Форвард»
годом позже, что он вполне допускает, что «это было бы страшно, но не слишком
удивительно, если бы Христианская коалиция предложила бы запретить нанимать
еврейских учителей в общественные школы». Пойдя еще дальше, Центр религиозного
действия реформистского иудаизма в 1997 году выступил с осуждением Христианской
коалиции за то, что она пытается «ограничить фундаментальные конституционные
свободы», «подрывая Конституцию» и «размывая – или даже исключая – столь
драгоценное для всех отделение церкви от государства».
Так что, когда в прошлом месяце Робертсон согласился выступить в Темпл
Бейт Шолом в Фреймингеме, ни у кого не вызвало удивления то, что некоторые
местные евреи стали возражать. «Это страшно», - сказала Рени Абрамсон в
интервью газете «МетроВест Дейли Ньюз». - «Я хочу сказать, что этот тип
использует свое шоу для разжигания войны с тем, кого он изберет в качестве
врага». У здания синагоги Робертсона встретили демонстранты с плакатами,
на которых было написано «Евреи говорят НЕТ правым христианам» и «Робертсон
– не друг еврейского народа».
Но те, кто решил выслушать его выступление в синагоге, похоже, посчитали
его другом. Они неоднократно прерывали его выступление аплодисментами,
а когда он закончил, устроили ему овацию. И все это, возможно, потому,
что они услышали от него следующие высказывания:
«Среди моих прихожан была женщина, которая была евангельской христианкой,
и я помню, как она всегда говорила … мы должны любить и поддерживать еврейский
народ».
Или вот такое:
«Я вернулся на Масличную гору» - во время визита в Израиль в 1974 –
«и я сказал перед Богом и перед группой собравшихся людей: «Я приношу личную
клятву. Как бы это ни было для меня трудно, как бы это ни вредило моей
популярности, я и те, кто поддерживают меня, будем стоять рядом с Израилем
в его трудные времена, и с этого момента мы будем верными друзьями Израиля»».
Или вот такое:
«Любовь, которую испытывают евангелисты к Израилю, не зависит от политики
или международной ситуации. Мы – часть наследия Авраама, Ицхака и Иакова,
мы разделяем ту же веру и те же принципы, те же заповеди и тех же героев,
что и народ Израиля».
Потрясающе? Да вовсе нет. Американские евангелисты и фундаменталисты
– так называемые «религиозные правые» - одни из самых терпимых и уважаемых
друзей, которые есть у Израиля. И когда дело доходит до поддержки
и проявления симпатии к Израилю, осажденному со всех сторон союзнику Америки
на Ближнем Востоке, консерваторы-христиане показывают себя еще более страстными
и непоколебимыми сторонниками Израиля, чем американские евреи.
Скептики заявляют иногда, что евангелисты поддерживают Израиль только
потому, что они верят – Израиль ускорит второе пришествие Христа. Но когда
эта идея была высказана Робертсону, он не колебался с ответом. «Я уверен,
что некоторые думают именно так – но я не принадлежу к ним», - ответил
он. – «Я полагаю, что в сердцах евангелистов существует подлинная и глубокая
любовь к Израилю и еврейскому народу».
И в самом деле, солидарность евангелистов стала характерным признаком
про-израильской деятельности в США. Например, проведенная недавно в Вашингтоне
Межконфессиональная конференция сионистского руководства, организованная
Бостонским Домом сионизма, была горячо поддержана целой группой консервативных
христианских организаций, которые приняли участие в осуществлении этого
проекта. Кроме Христианской коалиции и Христианской радиовещательной сети,
список этих организаций включает Апостольский конгресс, Христианских друзей
израильских общин, Международное христианское посольство в Иерусалиме и
Религиозный круглый стол. Среди выступавших на конференции были такие выдающиеся
американские евангелисты, как Гэри Бауэр и Джанет Паршелл.
Точно так же сотни христиан примут участие в воскресном пешеходном марафоне
во Фремингеме под лозунгом «Позаботься-о-семье», во время которого будут
собираться средства для помощи израильским семьям, пострадавшим от терроризма.
Проект той самой синагоги, чьим гостем был Робертсон, этот пешеходный марафон
был поддержан и организован семнадцатью еврейскими организациями – но также
и девятью христианскими, включая Христианскую церковь евангельской благодати
Фремингема, Христианскую церковь обновления Сейлема и Союза священников
Новой Англии.
Однако, евангелисты – не единственные христиане, которые поддерживают
Израиль и протягивают ему руку. (Например, в Фремингемском пешеходном марафоне
принимают участие три католических церкви, а одним из спонсоров Вашингтонской
конференции был Епископально-еврейский альянс). И нет сомнений, что среди
правых христиан есть и такие, которые относятся к евреям и еврейскому государству
индифферентно или даже враждебно.
Но невозможно отрицать очевидное – преданность Израилю и теплое отношение
к евреям представляют собой могучую силу в жизни евангелистов. И в наше
время, когда антисемитизм во всем мире снова поднимает голову, каждому
еврею следует приветствовать дружеское отношение правых христиан.
Статья опубликована в газете «Бостон Глоуб» 15 мая 2003 г.
Перевод с английского Эдуарда Маркова
Май 2003 г.
Статья на английском