Ещё в первые годы пребывания в стране от моих «соквуцотников» по ульпану (это в школе или в институте одноклассники, или однокурсники, а в ульпане – соквуцотники) я не единожды слышала, что Пурим – детский праздник, а рядовой израильский труженник в этот день работает, как обычно. Что ж! Этот день никто никогда не делал выходным, но то, что это отнюдь не только детский праздник, я поняла уже давно. Поэтому я хочу рассказать об одном из отдельно взятых празднований Пурима в отдельно взятом еврейском религиозном поселении... А именно – о Пуриме-2000.
В канун предпуримской субботы по почтовым ящикам жителей нашего поселения были разложены листки с волнующим, даже тревожным сообщением примерно такого содержания (в моём вольном переводе):
СЛОН В ИУДЕЙСКОЙ ПУСТЫНЕ
Удостоил меня В-вышний
В добрый час возвратиться, Вернуться с дальних дорог - Под сень родной смоковницы, Под родимый дымок Со зверем огромным диковинным, Именуемым – СЛОН! И весит мой СЛОН – не пугайтесь! – Шесть полновесных тонн. Ещё Крокодил египетский, Сеющий страх и ужас. Поселил их я в Кейдар-ишуве, Всё, как надобно, оборудовав. Но, как видно, СЛОНУ скучно стало – Крокодил ли ему компания?! – И, махнувши хвостом ему вяло, Ничего не решив заранее, Он ушёл, он ушёл за ворота, Он покинул загончик тесный... А у нас впереди – суббота!.. |
А куда он пошёл – неизвестно!...
СЛОН красив, но во гневе страшен, Стосковавшись по вольным пампасам, - Значит, в радиусе огромном Вкруг него всё должно быть спокойно... По пустыне мой СЛОН шатается И в Мицпе-Йерихо направляется. ДЖОРДЖ – ему имя я дал, На слоновьей спине начертал. Длинный хобот и уши огромные – Вот приметы СЛОНА моего! Кто увидит, услышит, узнает – Умоляю! - Дайте мне знать про него! Телефон... Пелефон... Бипер... Дуду-Шлимазла спросите А уж коли СЛОНА возвратите – Пожалте, гонорар получите! |
Вот такое сообщение. Наши дети прореагировали на это пугающее сообщение, с нашей взрослой точки зрения, как-то несерьёзно. Нет, чтобы испугаться, сразу же затихнуть по углам и начать беспрекословно слушаться старших! Наоборот!!! Поэтому когда отец, призывая мальчишек быстрее раздеваться и бежать в ванну, начал рассказывать им про слона Джорджа, они тут же выскочили за порог, посмотреть: «Эйфо пиль? Ну, эйфо пиль?» (Где слон? - значит!). Ведь для них слон – не сеющее страх чудовище с длинным, сильным, мускулистым, ужасным серым хоботом, а желанный гость. Старший изъявил горячее желание пригласить слона к нам на шаббат, и пришлось нам на полном серьёзе обсуждать, какую стенку нам надо будет снести, чтобы 6-тонный гость дорогой с комфортом вошёл в наш дом. Да и вообще, хоть у нас, по определению, шикарная вилла (салон + 3 спальни), но даже в саду слона с комфортом не разместить, места такой 6-тонной глыбе для полного комфорта не хватит. А ведь отсутствие должного комфорта его может смертельно оскорбить! Того и гляди, от обиды неслыханной хоботом своим мощным направо-налево начнёт размахивать... Я же всерьёз высказывала опасения, что стосковавшийся в кейдарской неволе по свободному шатанью-болтанью в пустыне слон доберётся до моей маленькой избушки (сожрав и выпив по дороге всё содержимое ненароком оказавшегося на пути маколета) и примется крушить всё, что в избушке имеется, и прежде всего мой ненаглядный компьютер (который я нежно называю «друг Машка» – от слова «махшев»).
Но слон Джордж и не подумал пожаловать к нам в гости. Так что суббота прошла, как всегда. А за нею – последние предпуримские хлопоты с изготовлением карнавальных костюмов для детей. В семье моей дочери карнавальные пуримские костюмы покупать не принято, и каждый год она, вооружившись фантазией, мастерит их для детей и для себя. Как правило, костюмы мастерятся для самых старших (пока не подросла младшая девочка), и у нас уже имеется целая коллекция пуримских костюмов: Тигрёнок, Скорпиончик («любимый дружок и соседушка» детей Иудейской пустыни), Змей, какое-то доисторическое животное, которого мой старший внук прозывает Тритиротоп, а вот теперь – Царь-Лев (естественно, для старшого Кфира), Давид-пастух (а это для одноимённого второго внука). А себе дочь сотворила костюм «паломника (hолех регель)». Её вид вызвал немалое удивление у маленькой моей внученьки, которая огромными глазами смотрела и не понимала: голос, голос мамин, а лицо, лицо – по-паломничьи обросшее, незнакомое... В этом костюме «паломник» и в школу на Пурим явился, чтобы порадовать учеников, а потом – на пуримскую вечеринку, устроенную вечером, после чтения «Мегилат Эстер» в клубе (моадоне) поселения. И на этой вечеринке получил «паломник» в качестве приза за самую искросыпительную фантазию бутылку вина.
Что касается пуримских карнавальных костюмов, то не все, но немало взрослых людей, отцов и матерей семейств, проявили необычайную фантазию и изобретательность, благодаря чему мы все могли созерцать очень интересные костюмы и у детей, и у взрослых по пути на чтение «Мегилат Эстер». Вот когда недостаток финансов с успехом компенсируется творческой жилкой и умелыми руками!
А вот ещё одно ценное нововведение на Пурим-2000 в нашем поселении. Как известно, при чтении «Мегилы» есть обычай: всякое упоминание имени Амана встречаетсся страшным шумом, для чего продаются в больших количествах на пуримских базарах всевозможные трещётки, хлопушки, и даже пугачи. Но уж если наши дети начинают шуметь, - дай им только волю! - остановиться не могут. На сей раз прямо на возвышении, рядом с читающим установили огромный светофор, который должен был показывать, когда начинать шум, а когда и прекращать. Светофора наши дети послушались – начинали и прекращали шум в ритм с зелёным и, соответственно, красным огнями.
Пуримским утром 2000 года мы узнали, что наши «палестинские друзья и партнёры по мирным переговорам» не изменили «славной пуримской традиции» всех врагов народа Израиля: обстреляли израильскую машину в районе Хеврона, ранив 3 молодых ребят, хабадников, направлявшихся в воинскую часть вручить солдатам традиционные «мишлохей манот». Поступь «мирного процесса» неостановима ни в будни, ни в праздники...
Ну, а в остальном утром – как всегда: после утреннего чтения «Мегилы» всё с тем же воспитующим Светофором коллективный поход по ишуву от дома к дому и раздача «мишлохей манот», то, что мы знали на идиш как «шалахмонес». А дочка решила испечь «озней Аман», или, по-нашему, по-простому – «гоменташ». Вот тут-то я возьми и скажи: «Что-то никого этот «кейдарский слон» не вдохновил на пуримский костюм... Странно!» - «Вот увидишь, кейдарский беглец с нами вместе в гости явится и своим хоботом великим и ужасным всех поприветствует! Подожди немного – и увидишь!» Мы как раз были приглашены на трапезу к нашим друзьям-хабадникам. Поставив в духовку «озней Аман», она пять минут поколдовала и...
«Пуримский слон», он же «кейдарский беглец», шествовал по улицам нашего поселения. Ритмично помахивая своими огромными ушами и длинным хоботом, возвещал трубным гласом: «Пиль hигийа! (Слон явился) Пиль ба! (Слон пришёл) Хаг Пурим Самэах!!!» И оказалось – вопреки сообщению совсем не злой и не опасный этот слон, а очень даже добрый и весёлый! Дети-то, наши ненаглядные шалуны, как всегда, правы оказались!..
А за праздничным столом, ни на кого, конечно же, не намекая, хозяин дома сказал: «Для нас каждый еврей – еврей, даже если он сам себя считает Аманом. Мы всегда надеемся и верим, что в любом еврее есть та самая светлая искра, и она рано или поздно должна проявиться, освободиться от шелухи и разгореться в душе ярким сиянием!»
Постараемся верить и мы! Хаг Пурим САМЭАХ!