-
Информация о материале
-
Автор: Томас Л. Фридман
-
Категория: За рубежом
В течение следующих шести месяцев миру предстоит стать свидетелем двух
особенных судебных процессов в Багдаде. Это шоу будет матерью всех шоу,
показанных на одном, но разделенном экране. На одной стороне вы увидите
суд над Саддамом Хусейном. На другой вы увидите суд над народом Ирака.
Да, это так – иракский народ также предстанет перед судом, который должен
будет дать ответ – сможет ли он жить, оставаясь единым, без железного кулака
человека на другой половине экрана.
Часть 1
Часть 2
В течение следующих шести месяцев миру предстоит стать свидетелем двух
особенных судебных процессов в Багдаде. Это шоу будет матерью всех шоу,
показанных на одном, но разделенном экране. На одной стороне вы увидите
суд над Саддамом Хусейном. На другой вы увидите суд над народом Ирака.
Да, это так – иракский народ также предстанет перед судом, который должен
будет дать ответ – сможет ли он жить, оставаясь единым, без железного кулака
человека на другой половине экрана.
Возможно, это апокриф, но говорят, Саддам однажды сказал примерно следующее:
будьте осторожны, если вы избавитесь от меня, вам понадобится семь президентов,
чтобы управлять Ираком. Именно поэтому этот суд на разделенном надвое экране
столь важен. Либо Саддам будет смеяться над нами и над иракцами, говоря
«Я же вас предупреждал», если иракцы начнут ссориться друг с другом и убивать
друг друга на другой стороне экрана.
Либо мы и народ Ирака будем смеяться над ним, доказав, что можно совершить
то, что редко удавалось видеть в арабском мире – действительно управляющее
страной, мультиэтническое, представительное арабское правительство, которое
уважает права меньшинств и способно на мирную передачу власти, без военного
диктатора, короля или муллы, стоящего над ним с палкой.
Вы не захотите пропустить это шоу. Это – сама история, проходящая перед
нашими глазами. Если иракским курдам, суннитам, туркменам, христианам,
ассирийцам и шиитам удастся найти способ принять плюрализм, это окажется
могучим стимулом для умеренных в войне идей во всем мусульманском мире.
Те, кто поднимает на смех идею демократического домино в арабском мире,
не понимают, о чем они говорят. Но те, кто считает, что дело уже сделано,
не знают Ирака.
Исламисты должны будут согласиться с тем, что им придется остаться
не полностью удовлетворенными, поскольку система не примет шариат в качестве
конституции – но неудовлетворенными в «разумных» пределах, поскольку
ислам будет официальной религией государства, к которой будут относиться
с должным уважением как к важнейшей основе законодательства и управления.
Секулярные круги тоже должны будут согласиться на частичное удовлетворение,
так как новый основной закон Ирака предоставит исламу важное символическое
место в системе управления – но они останутся неудовлетворенными в «разумных»
пределах, потому что этот секулярный закон и судьи будут обеспечивать основу
для новой власти закона. Курды вынуждены будут согласиться с тем, что им
не удастся реализовать свою мечту о независимом Курдистане – но они останутся
неудовлетворенными в «разумных» пределах, так как закон Ирака определит
специальный автономный статус района, населенного курдами.
Сунниты должны будут смириться с тем, что они больше не будут контролировать
Ирак и его нефтяное богатство, но их неудовлетворенность будет иметь «разумные»
масштабы, потому что они поймут, что, благодаря новому иракскому федерализму,
у них будет все еще значительное влияние в парламенте и своя доля в нефтяных
ресурсах страны, расположенных в провинциях, населенных суннитами. Шииты
вряд ли будут полностью довольны тем, что теперь, когда их политический
статус большинства будет, наконец, признан, власть и ресурсы будут распределены
в рамках федеральной системы, а на власть большинства будут наложены ограничения.
Но они должны будут неудовлетворенны только в «разумных» пределах, ибо,
в конечном итоге, глава правительства будет шиитом, и тот самый федерализм,
который распределяет власть и ресурсы, позволит шиитским провинциям, которые
захотят принять более исламистскую форму правления, реализовать это стремление.
«Давайте отставим в сторону литературную фразу ‘Все мы – братья, но
другие разделяют нас’ ”, - написал толковый арабский колумнист Хазем Сагих
в газете «Аль Хайят». - «Мы в Ираке и в других местах – не братья; существуют
проблемы, которые мы унаследовали из нашей собственной истории и социальной
структуры, и эти проблемы не решаются современными тираническими режимами.
… Будем откровенны: сегодня шииты пугают суннитов; сунниты и шииты вместе
пугают курдов; а курды пугают другие меньшинства. … Все этнические группы
Ирака обязаны поставить задачу строительства страны выше своих эгоистических
и конфликтных расчетов».
Короче говоря, нашим самым серьезным врагом в далекой перспективе могут
быть не иракские мятежники, а сам иракский народ. Смогут ли они жить вместе,
будучи не полностью, но в разумных пределах неудовлетворенными, и после
этого стать в разумных пределах счастливыми? Если смогут, то мы сыграем
для Ирака роль временной повивальной бабки, помогая рождению его демократии.
Если же они не справятся с этой задачей, нам придется оставаться новым
и всегда несчастным бэбиситтером, а этот их старый бэбиситтер, Саддам Хусейн,
будет смеяться над нами всю дорогу на виселицу.
Опубликовано в газете «Нью Йорк Таймс» 15 января 2004 года.
Перевод с английского Эдуарда Маркова.
Январь 2004 г.
Статья на английском