«Мы – уважаемая всеми семья, которая предана нашему народу, флагу и
Корану. Но мы не понимаем, почему этот ребенок сделал то, что сделал… Прежде
всего, дайте мне возможность встретиться с главным раввином наших еврейских
братьев. Позвольте мне обнять его. Позвольте мне поцеловать его руку и
его ниспадающую одежду. Разрешите мне извиниться от имени моего сына и
выразить мои соболезнования родственникам погибших… Мы будем прокляты,
если не примиримся с ними».
часть 1
Посещая недавно Стамбул, я предпринял долгую прогулку вдоль Босфора
недалеко от дворца Топкапи. Ничто не может сравниться с тем, насколько,
стоя у этого великолепного перекрестка между Европой и Азией, уместно поразмышлять
о столкновении цивилизаций – и как мы можем избежать этого. Нет никаких
сомнений – мы живем во время поразительного поворотного пункта истории,
и нам совсем неясно, в какую сторону история может качнуться.
Совершенно очевидно, что Осама бин Ладен достиг своей цели: 11 сентября
пробудило реальную напряженность между иудео-христианским Западом и мусульманским
Востоком. Сейчас проповедники с обеих сторон открыто осуждают веру друг
друга. Приведет ли нарастание этой напряженности к реальному столкновению
цивилизаций, будет во многом зависеть, построим ли мы мосты или выкопаем
рвы между Западом и исламом в трех ключевых точках – Турции, Ираке и Израиле-Палестине.
Давайте начнем с Турции – единственной мусульманской демократии в Европе
с рыночной экономикой. Мне удалось побывать в Стамбуле в те дни, когда
улица, на которой расположена одна из синагог, пострадавших от теракта
15 ноября, была открыта для движения. Меня поразили три вещи. Во-первых,
главный раввин Турции появился на церемонии рука об руку с главным мусульманским
священнослужителем Стамбула и местным мэром, в то время как толпы людей,
собравшихся на этой улице, забрасывали их красными гвоздиками. Во-вторых,
турецкий лидер, Ресеп Тайип Эрдоган, член исламистской партии, нанес визит
главному раввину – и это был первый за всю историю случай, когда турецкий
премьер-министр посетил главного раввина. В-третьих - и это произвело на
меня самое большое впечатление – вот что сказал убитый горем Сефик Элалтунтас,
отец одного из турецких террористов-самоубийц, участвовавших в том теракте,
корреспонденту газеты «Заман»:
«Мы – уважаемая всеми семья, которая предана нашему народу, флагу и
Корану. Но мы не понимаем, почему этот ребенок сделал то, что сделал… Прежде
всего, дайте мне возможность встретиться с главным раввином наших еврейских
братьев. Позвольте мне обнять его. Позвольте мне поцеловать его руку и
его ниспадающую одежду. Разрешите мне извиниться от имени моего сына и
выразить мои соболезнования родственникам погибших… Мы будем прокляты,
если не примиримся с ними».
Та же самая газета процитировала Семиля Сисека, представителя турецкого
правительства по связям с прессой, который сказал: «Исламский мир должен
предпринять строгие меры против терроризма без всяких «но» и «однако»».
В этих словах заключен важный смысл. Турецкие политики не боятся религиозных
фундаменталистов, потому что – в отличие от многих арабских политиков –
за ними стоит закон, так как они были избраны демократическим путем. И,
в то же самое время, турецкие родители террористов-самоубийц не устраивают
праздника по поводу самоубийства своих детей. Они не боятся осуждать их
варварство, потому что они живут в свободном обществе, где подобные вещи
считаются постыдными и чуждыми умеренному исламу Турции – который всегда
придерживался религиозного плюрализма, и который большинство турок считает
«настоящим» исламом.
По всем этим причинам, если мы хотим помочь умеренным выиграть войну
идей в мусульманском мире, мы должны оказать помощь в укреплении Турции
как модели демократии, современности, умеренности и ислама, действующих
сообща. И ничего не может здесь помочь больше, чем прием Турции в Европейский
союз – решение о чем ЕС должен принять в этом году. Турция провела
массу реформ для того, чтобы подготовить себя к приему в члены союза. Если
после всего, что она сделала, ЕС закроет перед Турцией двери, экстремисты
во всем мусульманском мире скажут умеренным: «Видите, мы ведь вам говорили
– это христианский клуб, и нас никогда туда не допустят. Так зачем нам
утруждать себя принятием их правил?»
Мне представляется, что членство Турции в ЕС настолько важно, что США
должны рассмотреть возможность субсидирования ЕС, чтобы облегчить Турции
вхождение в союз. Если из этого ничего не выйдет, мы должны предложить
Турции членство в НАФТА (от North American Free Trade Agreement – Соглашение
о свободной торговле между странами Северной Америки – Прим. перев.), даже
если это может оказаться достаточно сложным делом.
«Если ЕС придумает какой-нибудь повод и после всех наших усилий скажет
Турции «нет», я уверен, что и ЕС, и весь мир многое потеряют» - сказал
мне в Анкаре министр иностранных дел Турции Абдулла Гул. «Если Турцию примут,
выиграют и ЕС, и мирные устремления во всем мире. Это будет подарком мусульманскому
миру… Когда я бываю в других мусульманских странах – Сирии, Иране, Саудовской
Аравии – они выражают гордость по поводу того, что мы делаем. Они горды
нашим прогрессом [политическими и экономическими реформами, предпринятыми
для вступления в ЕС]. Они говорят мне об этом. Они спрашивают: «Как это
дело продвигается?»
Да, все наблюдают за этим процессом, и именно поэтому ЕС допустит громадную
ошибку – решающую историческую ошибку – если он выроет вокруг Турции ров
вместо того, чтобы построить мост.
Опубликовано в газете «Нью Йорк Таймс» 11 января 2004 года.