Не слишком усердствуй.
Талейран
Ложась животом на алтарь отечества, продолжай все же думать головой.
Дон Аминадо
Название этой статьи несомненно вызовет почти у любого
читателя ассоциации с вошедшей в поговорку фразой изоперетты: «Где имение,
где вода?» и потому позвольте начать с одного жизненного казуса.
Сестра моего мужа, начинающий научный сотрудник-биолог, готовилась
к первому в своей жизни докладу на научной конференции. Темой доклада было
изменение соотношения натрия и калия в течение месяца в крови женщин бесплодных
и (для сравнения) женщин, способных к деторождению.
Результатом исследования были две очень красивые кривые
на графике, причем кривая для бесплодных женщин значительно отличалась
от кривой женщин плодовитых. Юный докладчик, испытывая естественное предконференциальное
волнение и неуверенность, попросила старшего брата, физика-теоретика (моего
будущего мужа), прочитать доклад. Брат текст прочел, слегка подредактировал,
полюбовался на красиво вычерченные кривые и предложил подсчитать экспериментальные
погрешности для точек кривых, нанести их награфик: так, мол, будет выглядеть
и научнее и еще красивее. Сказано – сделано.
И, о ужас! В пределах погрешности обе кривые совпадали...
Это означало, что нет никакого смысла предсказывать плодовитость
или бесплодие женщин по анализу содержания натрия и калия в их крови. Брат
потребовал, чтобы сестра немедленно рассказала об этом своему научному
руководителю, директору Тбилисского института физиологии и патологии женщины
профессору Иосифу Федоровичу Жордания. (Проф. И.Ф.Жордания, основатель
первого и в то время единственного в Советском Союзе научно-исследовательского
института, занимающегося вопросами женского и мужского бесплодия, талантливейший
врач, которому своим обретенным родительским счастьем обязаны тысячи людей,
был человеком поразительных душевных качеств и умер так же, как жил: он
утонул во время аварийной посадки самолета в море вблизи Дакара, так как
– уже старик, единственный из сотни пассажиров и летчиков – надел свой
спасательный жилет на маленькую девочку, которой жилета не хватило. Но
это – совсем другая история…)
Профессор внимательно выслушал взволнованную подопечную (еще
бы не волноваться, под угрозой уже объявленный в программе Всесоюзной конференции
доклад, первая в жизни научная работа!), улыбнулся, успокоил ее и сказал:«Я
знаю, есть такая вещь – высшая математика, а в ней – какое-то ВАРИАЦИОННОЕ
ИСЧИСЛЕНИЕ, но к гинекологии оно не имеет никакого отношения. Можешь спокойно
докладывать.»
Доклад был прочитан, ему даже аплодировали. Вопрос о погрешности
экспериментальных данных не возник, да и не мог возникнуть среди гинекологов–
это был еще только 1961 год!
Шли годы. Математика проникла, практически, во все области
знания, в экономику, потом даже, к примеру, в литературоведение: анализ
литературных текстов трудно представим без статистической обработки. Но
только одна область математики – математическая статистика – завоевывала
жизненное пространство в гуманитарных и социальных науках. С ее помощью
сейчас обрабатываются большие массивы данных вне зависимости от природы
и характера этих данных. Остальные области математики для наук гуманитарногохарактера
как бы и не существуют.
А напрасно: еще в 1930 году гениальный математик и логик
Курт Гёдель (1908, Брно–1978, Принстон) доказал знаменитую теорему, которая
фактически должна явиться основой для перестройки всей науки – и теоретической
и, подчеркнем, прикладной.
И дело здесь вот в чем. В основе всякой теории, от арифметики
и до конкретной политической доктрины, лежит некий набор аксиом: утверждений,
которые мы априори считаем верными. Затем из этих аксиом логическим путем,
т.е. на основе определенных правил рассуждений, выводятся следствия – теоремы
или политические решения и считается, если по дороге не допущенно ошибок,
что эти следствия строго соответствуют начальному набору аксиом: всё это
– основа современной науки и практики (в том числе, современной теоретической
и, что особенно важно, практической политологии).
Однако теорема Гёделя, и в этом ее огромная, еще не до
конца осознанная революционная роль, утверждает, что при развитии
системы выводов из первоначального набора аксиом, на некотором уровне сложности
в любой логической системе возникнет утверждение, противоречащее
хотя бы одной из изначального набора аксиом.
То есть, другими словами, ни одна логическая система не
может быть непротиворечивой, любая логическая система несет в самой себе
отрицание своих основ (т.е. своего набора базисных аксиом).
На первый взгляд все это звучит абстрактно, не так ли
? Кажется, что применение этой абстракции далеко от повседневной жизни
и посильно лишь математикам и физикам-теоретикам? Но это отнюдь не
так. Дело ведь в том, что любая демократическая система управления
государством тоже основана на системе аксиом, каковыми являются права
человека, общечеловеческие ценности, которые, в обобщенном виде, звучат
так:
Каждый человек имеет право на
1) жизнь
2) свободу слова
3) свободу выбора места проживания ...... и т.д.
Поэтому первым этапом построения логической системы на
основе аксиом - прав человека, является конституция демократического государства,
свод основных законов (здесь возможен вариант: роль конституции играет
набор конституционных законов на основе прецендентного права как в Великобритания
и, пока, в Израиле).
Далее логическим построением из конституции выводятся
права и обязанности законодательной, исполнительной и судебной систем.
Каждая из систем продолжает свое логическое развитие вплоть до ведомственных
инструкций, министерских указов и т.д. и т.п.
Итак, пусть логически абсолютно четко построена самая-самая
демократическая система управления государством с абсолютным соблюдением
прав человека (т.е. аксиом этой логической системы). Согласно теореме Гёделя
в недрах такой государственной системы на каком-то этапе ее развития возникнет
некая червоточина, которая в обязательном порядке будет нарушать право
(или права) человека (вступит в логическое противоречие с аксиомой (или
аксиомами)).
Историческим примером такого противоречия может служить
приход к власти Гитлера истинно демократическим путем, путем голосования
(голосование, всеобщее избирательное право – одна из аксиом демократической
системы). Нелишним будет заметить, что именно немцы всегда отличались приверженностью
к порядку и законопослушанию, так что и демократическая система, ими построенная,
должна была быть наиболее близка к абстрактной математической модели такой
системы.
Что же получается? Совершенная, близкая к идеалу демократичекая
система несет в себе «ген» собственной гибели? Да, несет, если стремление
к достижению политического пуризма не имеет никаких сдерживающих центров,
и система лишь старается стать самой-самой демократической в глазах соседних
систем-демократий.
Математики уже давно столкнулись с проблемой теоремы Гёделя
в своих логических построениях. И выход как будто был найден.
Первоначально в теореме Гёделя, как чаще всего в математике,
каждую аксмому можно было представить себе математической точкой, т.е.
величиной с жестко заданными параметрами, величиной постоянной и неизменной.
В этом,и только в этом случае теорема Гёделя справедлива. Если же позволить
аксиомам (точкам) менять свои параметры в некоем небольшом интервале величин
(небольшом настолько, чтобы аксиомы не потеряли смысл, не обратились в
собственную противоположность), то в процессе логического построения невозникает,
по-видимому, утверждений, входящих в противоречие с системойаксиом, т.е.
теорема Гёделя в этих условиях, возможно, и не выполняется.
Возвращаясь к демократическим системам государственного
управления можем отметить, что интуитивно, из инстинкта самосохранения
и простого здравого смысла во всех демократических государствах были приняты
и существуют законы, приостанавливающие действие демократических институтов
в военное время, т.е как раз и осуществлялась такая «размытость».
Демократическая система управления государством
уязвима по своей природе, причем чем она ближе к абсолютной, ортодоксальной
демократии, тем уязвимее: изнутри – из-за вероятности срабатывания теоремы
Гёделя (вспомним Гитлера), извне – из-за, практически, беспрепятственной
возможности проникновения носителей враждебных демократии идеологий (а
каждый из таких носителей – человек, следовательно, «имеет право на ...»,
смотри список аксиом демократических систем), так что бороться с такими
носителямив абсолютно демократической системе управления государством очень
трудно, почти невозможно. Это трагически ярко показал теракт 11 сентября
2001 года в США.
У нас же, в Израиле, преобладание в системах законодательной,
исполнительной и судебной власти людей, исповедующих демократические принципы
в их ортодоксальной, абсолютной, пуристской форме не только мешает полностью
искоренить террор (с его инфраструктурой), но и привело демократическое
государство, «единственную демократию на Ближнем Востоке» к такой политической
ситуации, когда вопрос стоит уже не о демократичности или недемократичности
государства, а о самом его существовании, о существовании (физическом)
людей,его населяющих.
Мне представляется, что заключения из всего вышесказанного
должны быть следующими:
1) Стремление к абсолютизации демократических принципов не приводит
к еще большей демократичности, а ведет к крушению демократического строя;
2) Демократические принципы (см. выше список аксиом демократической
системы управления государством) должны иметь некую область изменчивости,
вариабельности. Параметры этой области вариабельности должны находиться
в отрицательной обратной связи с параметрами устойчивости демократической
системы управления государством. (Т.е. чем устойчивее демократия, и если
ей ничего не угрожает ни изнутри, ни извне, тем ближе к идеалу могут быть
демократические принципы; но чем выше угроза демократии извне или изнутри,
тем дальше от идеала должны быть отодвинуты демократические принципы).
Количественная оценка внутренней и внешней угрозы демократии, количественная
оценка соответствующих необходимых изменений базовых принципов демократии
- всё это должно стать предметом изучения науки политологии. В настоящее
время политология может считаться наукой лишь с очень большой натяжкой,
да и то, по-преимуществу, самими политологами, но ведь талантливые политологи,
люди с сильно развитой интуицией, обрабатывающие на подсознательном уровне
огромное количество всевозможных факторов, встречаются не так уж часто.
Обучить других своему умению правильно оценивать и предсказывать
политическую ситуацию они не в состоянии, как не может обучить ревматик
точному предсказанию погоды людей здоровых, сам же в своем прогнозе может
быть, порой, точнее многих метеоцентров. Но метеоцентры становятся все
точнее и точнее в своей работе, их прогнозы совершенствуются на основе
союза математики и систем наблюдений – метереология стала наукой
на глазах одного поколения (я еще помню бесконечное число анекдотов о прогнозе
погоды, сегодня это уже не тема для анекдотов).
Хочется надеяться, что политологии-науке (плодотворному
союзу политологии и математики) можно будет доверять, ее выводами руководствоваться
в жизнедеятельности демократических государств. Быть может ей удастся убедить
страны Европы, что их стремление к абсолютизированию безо всяких условий,
к превращению в фетиш, в символ ортодоксальной веры списка правчеловека,
общечеловеческих ценностей, основ демократии и т.д. и т.п. ведетих самих
к гибели демократии, к победе систем антидемократических, авторитарных,
тоталитарных – всех видов и мастей, как религиозных, так и светских.
Как сказано в Талмуде: «Тот, кто милосерден к жестоким,
в конце концов будет жесток к милосердным».
Иерусалим