"Что движет тобой?" - спросил как-то Хаим Хефер Ицхака Бен-Аарона, одного из деятелей социалистического сионизма, который до преклонных лет громовым голосом изрекал свое непреклонное мнение по всем вопросам. "Ненависть, Хаим, ненависть", - ответил ему Бен-Аарон.
(прим.перев. - Ицхак Бен-Аарон был генсеком Маараха-Аводы в 1977г., когда эта партия проиграла выборы. На замечание журналиста, что "народ сказал свое слово" (а-ам амар эт дваро), он ответил, что "народ ошибся и для реализации великих целей по построению социалистического сионизма надо заменить народ". (еш леахлиф эт а-ам))
При отсутствии мало-мальской возможности объяснить обществу, хоть как-то, хоть частично, что объединяет большое смешение ("эрев рав") кандидатов в рамках различных списков, - остается соединяющая сила, работающая всегда, - ненависть. В радиоинтервью Мицна (прим.перев. - Мицна - проигравший когда-то праймериз бывший глава партии Авода, перешедший в список Ливни) признал и повторил это несколько раз, заявив, что его с другими кандидатами списка объединяет только то, что все они охотятся за головой Биньямина Нетаниягу. Проблемный смысл этого высказывания вынудил интервьюера попросить Мицну прояснить, что наверняка речь идет о "политической голове" Нетаниягу, а не в буквальном понимании.
При бешеном темпе последних дней перед подачей списков, в особенности последнего дня (6 декабря), возможно окажется, что в этой статье упущены несколько козней, переходов из партии в партию, манипуляций в последний момент. Но и без них, похоже, что вчерашний день оставил с разинутыми ртами даже тех, кто уже видел все в политике.
База для того, что произошло на прошлой неделе, - это наличие тусклого аморфного неопределенного политического центра, который составляет около трети еврейских избирателей (35 мандатов). Часть его состоит из левых, столкнувшихся с упрямой действительностью и переставших верить мантрам о мире, но резкий переход вправо - даже к либеральному Ликуду - сложен для них, поэтому их самоидентификация в качестве центристов смягчает трение при многоступенчатом переходе. В другой части этого "центра" находятся избиратели, которые независимо от их политических взглядов социологически принадлежат к уменьшающемуся племени, которое когда-то правило здесь, а сейчас обнаруживает себя в меньшинстве и в оппозиции. На эту электоральную базу набрасываются напыщенные от самомнения и эго кандидаты, которых интересует только реальное место в списке - не важно какого - находясь на таком месте они смогут продолжать ненавидеть.
Например, редкий случай "партии председателей". В какой еще партии в мире можно найти избирательный список в следующем составе: председательница, проигравшая праймериз в собственной партии, а за ней два бывших председателя из другой партии, также проигравших там. (прим.перев. - Ципи Ливни, Амрам Мицна и Амир Перец). Один из них минуту назад закончил праймериз в другой партии и перескочил в список "Тнуа" в последний момент.
Что может объединять партию "бывших председателей"? Возможно, ненависть к Нетаниягу - главе племени "остальных" (правых, религиозных, традиционалистов, репатриантов из СНГ) - и мечта превратить и его в бывшего председателя. Кстати, не надо надеяться, что на этом закончатся манипуляции. На сайте регистратора партий еще числится зарегистированная партия "Ам эхад под руководством Амира Переца". Она ждет следующей манипуляции.
(прим.перев. - т.е. вернувшись несколько лет назад в партию Авода и даже победив там на праймериз у Переса - а затем проиграв своей бывшей союзнице Яхимович - Перец заботился об уплате ежегодных платежей регистратору партий, чтобы поддерживать партию в состоянии готовности для очередного дезертирства)
Все козни и интриги и переходы из партии в партию сопровождаются ханжеством и лицемерием. Принято различать между "формальной демократией", действующей по официальным правилам, и сущностной, действующей не только по формальным законам, но и в соответствии с демократическими идеалами. (прим.перев. - Перес перебежав из Аводы в Кадиму заявил, что он сохраняет верность не партии, а убеждениям - в прошлом он уже перебегал в РАФИ и обратно). Через несколько месяцев эти лицемеры возопят, что они представляют "сущностную демократию" в отличие от правительства "остальных" (правых, религиозных, традиционалистов, репатриантов из СНГ), ограничивающихся формальной демократией.
Только у них определение отличается от общепринятого: формальная демократия - это то, что делают другие; сущностная - то, что они делают. Даже когда речь идет о политических манипуляциях вроде призывов к действующему президенту подать в отставку и возглавить их лагерь уже после начала избирательной кампании или о резких переходах из партии в партию через несколько дней после праймериз в своей партии.
В Кнессете следующего созыва они поднимут знамя "необходимости изменения структуры власти для исправления недостатков системы" - т.е. для принятия избирательной системы, которая, возможно, вернет их к власти. Но никакое структурное изменение не изменит их порочную политическую культуру - она у них сильнее любой системы.
Те, кто участвовал в трюкак и интригах последних дней - и даже часов - перед подачей списков, не поменяет кожу. Подобного поведения стоит ожидать от них не только во время избирательной кампании, но и в ближайшую каденцию.
(Д-р политологии Ашер Коэн занимается исследованиями в Бар-Иланском университете и в Институте сионистской стратегии)
("Макор ришон" 7.12.2012)
Перевел Моше Борухович
МАОФ
На рисунке - уход председателей Аводы: Бен-Гурион покинул МАПАЙ-Аводу в 1965г., перейдя в РАФИ, Шимон Перес в 2005г. ушел в Кадиму, Барак в 2011г. расколол Аводу, создав партию Ацмаут, в 2012г. Амрам Мицна и Амир Перец ушли в Тнуа.